Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 357253-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 49-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.Г. Шалавина" (далее - постановление N 49-П).
Проект федерального закона направлен на устранение пробела, возникшего в результате установления в абзаце втором пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) запрета для лица, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 2.1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ, осуществлять представительство в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.
Предусмотренный положениями абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ запрет, введенный Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 400-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", был направлен на обеспечение действенности решения о прекращении статуса адвоката.
В силу того, что ранее лицо, признанное виновным в умышленном преступлении и потому утратившее статус адвоката, несмотря на такую утрату, сохраняло возможность оказывать юридическую помощь гражданам и организациям практически в том же объеме, что и в период обладания адвокатским статусом, если только такая возможность не была исключена ввиду назначенного приговором наказания - как объективно препятствующего такой деятельности во время его отбывания, так и состоящего в запрете ею заниматься (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации), установление законодателем в абзаце втором пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ запрета на осуществление судебного представительства (за исключением случаев участия в процессе в качестве законного представителя) стало необходимой мерой, направленной на предотвращение или минимизацию рисков для охраняемых Конституцией Российской Федерации и законами ценностей.
Закрепление указанных положений было продиктовано прежде всего необходимостью урегулировать статус адвоката таким образом, чтобы он мог эффективно выполнять функции правовой защиты, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Кроме того, целью указанного правового регулирования стало то обстоятельство, что государство призвано не допускать использование статуса адвоката вопреки своему предназначению, а также должно обеспечивать правовыми средствами доверие общества к деятельности адвокатов и институту адвокатуры в целом и тем самым защищать право граждан на судебную защиту и право на получение ими юридической помощи.
Вместе с тем положения абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ постановлением N 49-П признаны не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное законоположение вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления.
В постановлении N 49-П указано, что "вводя особые правила допуска к профессиональной деятельности и ограничивая тем самым право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности, которые выступают в качестве конституционных критериев оценки законодательного регулирования прав и свобод. При этом должны использоваться не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры; ограничения же прав и свобод в любом случае не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания.".
В связи с этим проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ, установив в абзаце втором указанного пункта конкретный срок, в течение которого лицу, статус адвоката которого прекращен по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ, запрещено быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. При этом запрет на осуществление судебного представительства для лица, адвокатский статус которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании его виновным в умышленном преступлении, предлагается установить до момента погашения или снятия судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката.
Также в целях исключения бессрочного ограничения права на свободное распоряжение своими способностями к труду лиц, чей статус адвоката прекращен по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушения адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., незаконного использования и (или) разглашения информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематического несоблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу, проект федерального закона предлагается дополнить положением, устанавливающим запрет для лица, чей статус прекращен по вышеуказанным основаниям, осуществлять судебное представительство, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя, в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока, по истечении которого лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.
Поскольку установление бессрочного запрета на осуществление судебного представительства для лиц, статус которых прекращен по основаниям пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 63-Ф3, является чрезмерной мерой в отношении указанных лиц и выходит за рамки допустимых ограничений права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, то вышеуказанные изменения позволят установить соразмерные ограничения права для лиц, статус которых прекращен, осуществлять судебное представительство, не нарушив при этом баланс конституционных ценностей.
Реализация проекта федерального закона не потребует увеличения установленной предельной численности работников Минюста России и его территориальных органов и не повлечет выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.