Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 357853-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях защиты граждан от навязчивого маркетинга организаций, выраженного в злоупотреблении доверием граждан, в том числе из-за отсутствия комплексного правового механизма, гарантирующего оперативное пресечение распространения навязчивой рекламы и предоставления гражданам права отзыва предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы в форме устного сообщения.
В настоящее время актуальной проблемой является навязчивое распространение рекламы, около 60% россиян сталкиваются с рекламными звонками регулярно - от нескольких раз в день до нескольких раз в месяц, следует из данных исследования сервиса сквозной аналитики "Calltouch". По результатам ВЦИОМ большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков, так, треть россиян ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, а каждый четвертый россиянин получает спам один или несколько раз в неделю.
На практике организации и иные рекламораспространители при заключении договора с гражданином включают скрытое условие о согласии на распространение рекламы, на которое граждане вынуждены соглашаться для подписания договора или в силу незнания дальнейших последствий предоставления такого согласия. В договоре не указывается порядок и сроки распространения рекламы, что приводит к "агрессивному маркетингу" со стороны таких рекомламораспространителей. Такие действия свидетельствует о нарушении принципа свободы договора, и являются явным введением граждан в заблуждение при заключении договора. Действующим законодательством предусматривается возможность аннулировать такое согласие на распространения рекламы, но оно не позволяет оперативно пресечь такое распространение рекламы и обременяет гражданина соблюдением порядка отзыва такого согласия на распространение рекламы, выраженного в составление заявления, его отправки и длительного срока рассмотрения.
Настоящим Законопроектом предлагается внести изменение в ФЗ "О рекламе", а именно приравнять устное требование о прекращении распространении рекламы к отзыву согласия на получения такой рекламы и дополнить статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 15, в которой предлагается закрепить ответственность за неисполнение требования о прекращении распространения рекламы и за дальнейшее продолжение распространение рекламы после отзыва согласия абонентом.
Данные изменения освободят граждан от формальных обременений при отзыве согласия на распространение рекламы, обеспечат слабую сторону договора правом на устный отзыв согласия на распространение рекламы и создадут комплексный механизм пресечения "агрессивного маркетинга".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.