Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части закрепления основ функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях) (далее - законопроект) направлен на совершенствование положений действующего законодательства и повышение качества условий образовательной деятельности в Российской Федерации.
Пункт 29 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Для наиболее эффективного развития образования на территории Российской Федерации необходимы не только внешние - государственная и экспертная - оценки, но и внутренняя, выражающая мнение сообщества обучающихся и педагогических работников в отношении качества образовательных услуг.
Целью законопроекта является регламентация процесса внутренней оценки качества образования и вовлечение обучающихся и педагогических работников в процесс развития образовательной организации, настраивание их на конструктивное взаимодействие и партнёрство через действенный и объективный набор инструментов.
В этой связи, предлагается в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внести изменения, которые предоставят обучающимся и педагогическим работникам право участвовать в оценке содержания и качества реализации образовательных программ, учебно-методического и ресурсного обеспечения образовательного процесса, учебных методических материалов, а также уровня освоения обучающимися образовательных программ.
В настоящее время образовательные организации ввиду отсутствия регламентации проведения внутренней оценки качества образования (критериев, форм, сроков) проводят ее по-разному.
Так, Министерством науки и высшего образования России (далее - Минобрнауки России) в 2021 году проведен мониторинг существующих систем оценки качества образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО), учитывающих мнение обучающихся. По результатам, полученным от 554 ООВО, преимущественно мнение обучающихся учитывается при:
- разработке рабочей программы воспитания - 222 ООВО (40%);
- разработке календарного плана воспитательной работы - 222 ООВО (40%);
- оценке качества преподаваемой дисциплины / соответствия содержания преподаваемой дисциплины при проведении промежуточной аттестации - 212 ООВО (38%). При этом самой распространённой формой является анкетирование, в том числе с использованием цифровых технологий;
- разработке локальных нормативных актов, затрагивающих вопросы образовательного процесса - 217 ООВО (39%);
- проведении апелляционных процедур - 204 ООВО (36,8%).
В 2022 году Минобрнауки России совместно с Комитетом Государственной Думы по молодежной политике был проведен мониторинг на тему: "Лучшие практики вовлечения студентов в оценку качества образовательной деятельности". Участниками опроса стали 30 ведущих вузов России из 9 городов.
Абсолютное большинство участников мониторинга считает, что проведение оценки качества образовательного процесса с участием обучающихся способствует улучшению образовательного процесса. Часть опрашиваемых заявили о потребности в федеральном нормативном регулировании процесса оценки качества образовательной деятельности.
Охват обучающихся при проведении в образовательных организациях процедур внутренней оценки качества образования очень мал, так как количественного критерия их привлечения не установлено.
Обязанности реагирования на какие-то выявленные при внутренней оценке проблемы и запросы обучающихся и педагогических работников у образовательных организаций нет. Действующим законодательством также не предусмотрено обязательное привлечение к процедуре внутренней оценки качества образования обучающихся и педагогических работников в образовательной организации.
При этом одним из показателей для целей государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществления аккредитационного мониторинга, осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является наличие внутренней системы оценки качества образования в соответствии с утвержденными аккредитационными показателями по образовательным программам высшего образования, установленными Приказом Минобрнауки России от 25.11.2021 N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования" по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Законопроектом предлагается закрепить основы проведения образовательными организациями внутренней оценки качества образования с привлечением обучающихся и педагогических работников.
Это предоставит обучающимся и педагогическим работникам гарантированную возможность формирования обратной связи от администраций образовательных организаций и влияния на образовательную среду своей образовательной организации.
Администрации образовательных организаций, в свою очередь, получат аналитический инструмент с объемом полезной информации от обучающихся и педагогических работников о проводимом образовательном процессе.
В ряде ведущих образовательных организаций высшего образования оценка качества образования с участием обучающихся и педагогических работников уже реализуется, и положительный эффект, выражающийся прежде всего в удовлетворенности обучающихся, свидетельствует о важности данной инициативы и целесообразности тиражирования успешного опыта на все образовательные организации посредством принятия законопроекта.
Порядок функционирования внутренней системы оценки качества образования законопроект предлагает определить локальным актом образовательной организации, принимаемым с учетом мнения обучающихся.
Законопроектом предлагается проводить внутреннюю оценку качества образования ежегодно и учитывать сведения о ее результатах при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(в части закрепления основ функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях)
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части закрепления основ функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях), не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(в части закрепления основ функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части закрепления основ функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях) потребует внесения изменений в:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации";
- Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 N 3 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.