Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 361268-8 "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. В силу части 1 статьи 13 Федерального закона преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований.
В соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Подобные объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района осуществлены во многих регионах (Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Брянская область, Липецкая область, Орловская область, Пермский край, Кировская область, Оренбургская область, Курганская область). При этом, как указано выше, муниципальные районы, в которых все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утратили статус муниципального образования. Вновь образованные муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
В данных обстоятельствах положения подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса уже не могут позволить в достаточной мере детализировано учитывать необходимость и возможность предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности по тому или иному основанию, в масштабах одного вновь образованного муниципального образования.
Проектом закона предлагается дополнить подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации положениями, позволяющими определять законами субъектов Российской Федерации, наравне с муниципальными образованиями, также и населённые пункты, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальном собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование по вышеназванным основаниям.
Данный подход позволит, в тех субъектах Российской Федерации, где имело место объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование с достаточным детальным учетом особенностей и потребностей конкретной местности, конкретного населённого пункта, а не только лишь в масштабах одного вновь созданного крупного муниципального образования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.