Досье на проект федерального закона
В связи с социально-направленной политикой государства в налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) деятельности социально важных направлений, в том числе от НДС освобождены реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, и услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, средства, получаемые за услуги застройщика на основании договора (контракта, соглашения) об инвестировании в строительство жилых домов, жилых помещений, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подлежат налогообложению НДС, что приводит к различию в подходах к регулированию аналогичных по форме и значимости сфер налогового законодательства.
Также законопроект предлагает устранить противоречия, возникающие при квалификации суммы, превышающей сумму затрат на создание объекта инвестирования.
В настоящее время сложилась практика квалификации денежных средств, полученных в рамках инвестиционных контрактов по созданию жилых помещений, в части превышающей сумму затрат на создание объекта, как услугу заказчика - застройщика, что влечет исчисление с указанной суммы НДС.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11 июля 2011 года "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д. Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
При этом, в соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них не облагается НДС.
Непосредственно услуги заказчика-застройщика, как правило, составляют от 2 до 5% сметной стоимости строительства.
Отнесение всей разницы между суммой, полученной от инвестора и суммой затрат на создание объекта, к выручке от оказания услуг заказчика-застройщика, нарушает права налогоплательщика, влечет несправедливые обременения для бизнеса, исключает системный и обоснованный подход к налогообложению смешанных правоотношений, а также увеличивает стоимость жилья, а в случае, если инвесторами выступают РФ, регионы, муниципальные образования, влечет ущерб бюджету.
Аналогичная проблема уже возникала в правоприменительной практике в рамках исчисления НДС, с сумм превышения инвестиционного взноса, полученного застройщиком от участников договоров о долевом участии в строительстве.
С целью недопущения неблагоприятных последствий такого подхода законодателем пункт 3 статьи 149 НК РФ был дополнен подпунктом 23.1, в соответствии с которым к операциям, необлагаемым НДС относятся услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).
Проект закона предлагает освободить от обложения НДС услуг застройщика в рамках договора инвестирования, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие законопроекта не приведет к дополнительным расходам средств федерального бюджета, а полномочия по осуществлению соответствующих полномочий будут осуществляться в рамках средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.