Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 362429-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на закрепление принципа целостности собраний музеев в Российской Федерации путем совершенствования правового режима собраний музеев, развития положений законодательства, касающихся ограничений в обороте музейных предметов и музейных коллекций, а также включения находящихся в музеях культурных ценностей, в отношении которых процедура государственного учета еще не осуществлена, в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Правовое положение культурных ценностей, отнесенных к музейным предметам и музейным коллекциям и хранящихся в собраниях музеев, регулируется Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон о Музейном фонде).
Согласно статье 3 Закона о Музейном фонде под музейным предметом понимается культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейную коллекцию данная статья определяет как совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам.
Музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся на хранении в музее, включенные в его основной и иные фонды, а также документы и предметы архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям создания музея, образуют собрание музея.
Собрание музея, сформированное в результате долгого и трудоемкого процесса, характеризуется единством и системностью, при этом существующее правовое регулирование в недостаточной степени гарантирует целостность и неприкосновенность такой коллекции и допускает возможность выбытия из собрания музея его составных частей.
Так, с учетом части второй статьи 26 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу только музейные предметы основного фонда музея, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Это связано с тем, что в соответствии со статьей 6 Закона о Музейном фонде в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации подлежат регистрации музейные предметы и музейные коллекции, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к основному фонду музея. При этом музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда со дня их регистрации в Государственном каталоге (статья 8 Закона о Музейном фонде).
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Закона о Музейном фонде и пунктом 2.1 Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденных приказом Минкультуры России от 23 июля 2020 г. N 827 (далее - единые правила) собрание музея включает не только основной, но и иные фонды музея: научно-вспомогательный фонд, фонд сырьевых материалов, экспериментальный фонд, фонд массовых археологических предметов, иные фонды, образованные по согласованию с учредителем музея. В состав таких фондов входят, в частности, различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы и другие предметы, разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций, арт-объекты с оригинальной художественной концепцией, палеонтологические, геологические, минералогические образцы, фрагменты материалов, полученные при археологических раскопках, а также иные предметы, играющие существенную роль в научно-исследовательской, образовательной и просветительной деятельности музея.
Таким образом, на сегодняшний день музеи вправе распоряжаться музейными предметами и коллекциями, не включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации (т.е. предметами научно-вспомогательного и иных фондов, не имеющими статуса особо ценного движимого имущества) без согласия собственника, что не исключает возможность необоснованной передачи музейных предметов из собраний музеев другим музеям и иным организациям.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 7 Закона о Музейном фонде положением, согласно которому музейные предметы и музейные коллекции, не включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении музеев, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу музеев.
Одновременно законопроектом вводится запрет на обращения взыскания по обязательствам музея на имущество, составляющее собрание музея (в том числе на документы и предметы научно-вспомогательного и иных фондов собрания музея).
Таким образом, сделки музея в отношении всех без исключения музейных предметов и коллекций, образующих собрание музея, будут подлежать обязательному согласованию с собственником.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу пункта 3 этой же статьи право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Из указанных положений Кодекса следует, что закрепление музейных предметов и музейных коллекций на праве оперативного управления за музеями само по себе не гарантирует целостность и неприкосновенность сложившихся собраний музеев в Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается установить в Законе о Музейном фонде условие, что в случае прекращения права оперативного управления музея на музейные предметы из собрания музея не повлечет изменение концепции комплектования собрания такого музея. При этом требования к структуре и содержанию концепции комплектования собрания музея, а также порядку ее разработки и утверждения будут определены в единых правилах.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить условия реализации собственником права на изъятие излишнего, неиспользуемого или используемое не по назначению имущества (пункт 2 статьи 296 Кодекса) применительно к музейным предметам и коллекциям из собрания музея.
Для этого законопроектом предусматривается, что музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в музее на праве оперативного управления, могут быть изъяты собственником только в случае их использования не по назначению и в пределах, не лишающих музей возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.
В качестве дополнительной гарантии целостности и единства сложившихся собраний музеев законопроект также вводит запрет на разделение (дробление) собрания музея на части при смене собственника или изменении ведомственной принадлежности музея.
В целях обеспечения сохранности и целостности собрания музея законопроект предусматривает необходимость осуществления музеем проверки фактического наличия и физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также сверки соответствия сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, внесенных в Государственный каталог Музейного фонда России, со сведениями, содержащимися в учетной документации. При этом порядок проведения таких проверок и сверок, а также их периодичность будут определены в единых правилах.
Положениями законопроекта устраняется правовой пробел, связанный с процедурой включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации.
При осуществлении государственного учета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации реализуются следующие процедуры:
1) первичный учет, включающий экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям (далее - экспертиза культурных ценностей), и первичную регистрацию музейных предметов и коллекций в книге поступлений основного фонда музея;
2) централизованный учет, предусматривающий внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Экспертиза культурных ценностей проводится уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации. При этом действующее законодательство не регламентирует срок, в течение которого проводится экспертиза культурных ценностей.
Это приводит к возникновению случаев, когда музеи в течение длительного времени не осуществляют экспертизу хранящихся у них культурных ценностей, что исключает возможность их включения в состав Музейного фонда Российской Федерации и обеспечения правовой защиты в качестве музейных предметов, музейных коллекций и собраний музеев.
В целях исключения подобных случаев законопроектом предлагается наделить Минкультуры России полномочием по определению в положении о Музейном фонде срока проведения экспертизы культурных ценностей.
Одновременно для придания правовой определенности законопроектом предлагается уточнить, что предусмотренная частью второй статьи 16 Закона о Музейном фонде возможность передачи находящихся в государственной собственности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, в безвозмездное пользование организациям, распространяется также на религиозные организации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не потребует приостановления, изменения, признания утратившими силу или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
1. Принятие законопроекта потребует издания приказа Минкультуры России "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минкультуры России от 15 января 2019 г. N 17".
Основание:
абзац второй пункта 2 законопроекта предусматривает, что сроки проведения экспертизы культурных ценностей устанавливаются положением о Музейном фонде Российской Федерации;
приказ Минкультуры России от 15 января 2019 г. N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" включен в перечень нормативных правовых актов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 при необходимости изменения включенного в данный перечень нормативного правового акта такой акт признается утратившим силу, а федеральный орган исполнительной власти принимает новый нормативный акт в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня внесения Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу.
2. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказ Минкультуры России от 23 июля 2020 г. N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (далее - единые правила).
Основание:
абзац седьмой пункта 3 законопроекта предусматривает, что в порядке и сроки, установленные едиными правилами, осуществляется:
проверка фактического наличия музейных предметов и музейных коллекций;
сверка соответствия сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, внесенных в государственный каталог, со сведениями, содержащимися в учетной документации;
абзац девятый пункта 3 законопроекта предусматривает, что требования к структуре и содержанию концепции комплектования собрания музея, порядку ее разработки и утверждения устанавливаются в единых правилах.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня внесения Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.