Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 362749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
В условиях внешнего санкционного давления для выстраивания долгосрочных отношений энергокомпаний и потребителей, а также недопущения снижения их финансово-экономической устойчивости, стимулирования и активизации инвестиционного климата и предпринимательской деятельности в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации Минэнерго России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на установление возможности заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на генерирующих объектах и потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г. на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, по свободным ценам с отменой требований по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, что даст сторонам необходимую гибкость в определении условий договоров.
По результатам анализа правоприменительной практики ключевым вопросом, влияющим на возможность реализации крупного инвестиционного проекта, является обеспечение возможности привлечения заемных средств у российских коммерческих банков и финансовых институтов, которые требуют у заемщика-инвестора предоставления подтверждения гарантированности получения прогнозной выручки соответствующего проекта на всем горизонте его реализации.
Законопроект отменяет требования по установлению предельных уровней цен (тарифов), что создаст возможность достижения каких-либо предварительных договоренностей о цене на электрическую энергию (мощность), а также сроке, на который они могут быть установлены.
Кроме того, законопроект направлен на стимулирование экономической активности и содействие формированию стабильных договорных отношений между производителями и потребителями и предусматривает положения, устанавливающие особенности правового регулирования долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии, заключаемых на розничных рынках электрической энергии по принципу "бери или плати".
В законе определено, что для потребителей - организаций, осуществляющих деятельность в области добычи драгоценных металлов и камней, механизм действует в течение 3 лет с поэтапным доведением "льготных" (сниженных) тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня.
В целях повышения эффективности инвестиционной и предпринимательской деятельности законопроект предусматривает применение механизма снижения тарифов до 2028 года для потребителей, относящихся к сфере добычи драгоценных металлов и камней и реализующих инвестиционные проекты в Арктической зоне Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), а также положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федерального закона не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не окажет влияния на доходы и расходы федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Наименование нормативного правового акта:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2062 "О критериях определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)" (далее - постановление N 2062).
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом вводится требование о не распространении поэтапного сокращения разницы между ценами (тарифами) на электрическую энергию (мощность) и базовыми уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на организации, осуществляющие деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, инвестиционные проекты которых включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальневосточного федерального округа, а также расположенные на территории Арктической зоны Российской Федерации, технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств которых осуществлено на низком уровне напряжения.
Описание основных изменений:
В рамках реализации норм законопроекта необходимо уточнить критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.
Срок принятия: до 1 декабря 2023 года.
2. Наименование нормативного правового акта:
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом предусмотрена отмена требований по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.
Описание основных изменений:
Исключение из системы регулирования цен (тарифов) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.
Срок принятия: до 1 декабря 2023 года.
3. Наименование нормативного правового акта:
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации по определению существенных условий заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.
Описание основных изменений:
Определение существенных условий двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии между поставщиком и покупателем электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России.
Срок принятия: до 1 декабря 2023 года.
4. Наименование нормативного правового акта:
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные приказом ФАС России от 29 мая 2019 г. N 686/19.
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом предусмотрена отмена требований по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.
Описание основных изменений:
Исключение расчета предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.
Срок принятия: до 1 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.