Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 330129-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения резидентов специальных административных районов),
внесенному сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.Н. Епишиным, А.В. Шендерюком-Жидковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование налогообложения международных холдинговых компаний (далее - МХК), зарегистрированных на территории специальных административных районов на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область) (далее - САР), и предусматривает:
1. Установление срока представления документов и сведений в целях получения статуса МХК - не позднее двенадцати месяцев со дня регистрации для международных компаний, зарегистрированных в порядке редомициляции иностранных организаций в 2023 году. В настоящее время более длительный срок представления документов по сравнению со сроком, установленным статьей 24.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен для организаций, зарегистрированных в период с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года.
2. Предоставление права контролирующим лицам иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, в случае признания такой иностранной организации фактически прекратившей свою деятельность ежегодно представлять документы, подтверждающие прекращение деятельности, вместо представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.
3. Установление особенностей выполнения требований в отношении штата сотрудников МХК и наличия на праве собственности или на ином законном основании офисного помещения в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в течение первого отчетного (налогового) периода. Указанные требования будут считаться выполненными в первом отчетном (налоговом) периоде, если указанные требования выполняются организацией в первом отчетном (налоговом) периоде на каждую дату получения ею дохода, а также на дату его окончания.
4. Расширение перечня форм осуществления инвестиций для целей применения МХК пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, предусмотренных для МХК. В соответствии с пунктом 4 статьи 284.10 НК РФ МХК, применяющая пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций обязана осуществить инвестиции в объеме не менее 300 миллионов рублей в форме капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и (или) инженерной инфраструктур на территории того субъекта Российской Федерации, где расположено ее место нахождения. В соответствие с законопроектом инвестиции могут быть также осуществлены в форме передачи в собственность субъекта Российской Федерации машин, оборудования, инструментов, инвентаря для использования на перечисленных объектах, а также в форме осуществления добровольных денежных взносов и пожертвований организациям, учрежденным указанными субъектами Российской Федерации.
5. Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче международными холдинговыми компаниями в собственность субъекта Российской Федерации (муниципального образования) имущества, созданного для соблюдения требований об осуществлении инвестиций.
6. Продление до 2028 года срока применения ранее предоставленной МХК возможности использовать офисные помещения за пределами территории САР - на территории города Владивосток или города Калининград.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения позволят сделать специальные административные районы более привлекательными и обеспечат комфортные условия для осуществления перевода бизнеса в Российскую Федерацию.
Поддерживая предлагаемые законопроектом изменения, вместе с тем при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет предлагает дополнительно обсудить вопрос о возможности осуществления инвестиций в целях применения МХК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций не только на территории Калининградской области и Приморского края, но и на территории других субъектов Российской Федерации, учитывая тот факт, что иностранные организации переводятся под юрисдикцию Российской Федерации с местом регистрации в САР.
Комитет также обращает внимание, что проектируемая норма о подтверждении выполнения требований в отношении штата сотрудников и наличия офисного помещения в первом отчетном (налоговом) периоде может повлечь дополнительную административную нагрузку на МХК, поскольку выполнение указанных требований требуется подтверждать на каждую дату получения доходов. Кроме того, вызывает сомнение целесообразность проектируемой нормы в части необходимости подтверждения наличия собственного или арендуемого офисного помещения на каждую указанную дату.
Законопроектом устанавливается, что выбранная МХК форма осуществления инвестиций согласовывается с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации путем подачи заявления. При этом, в случае если по истечении одного месяца со дня подачи указанного заявления высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не направил МХК возражение относительно выбранной ею формы осуществления инвестиций, такая форма признается согласованной. Полагаем, что волеизъявление субъекта Российской Федерации в отношении финансирования мероприятий по строительству или реконструкции объектов, находящихся в собственности (в том числе потенциальной) субъекта Российской Федерации, должно быть оформлено документально во избежание споров на практике.
Статью 4 законопроекта, устанавливающую порядок вступления его в силу, следует привести в соответствие со статьей 5 НК РФ, а также скорректировать срок представления заявления о начале исполнения обязанности по осуществлению инвестиций в целях применения пункта 4 статьи 284.10 НК РФ МХК (в редакции федерального закона) с учетом текущей календарной даты.
Счетная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний и предложений к рассматриваемому законопроекту.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 330129-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.