Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 310883-8 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (о разграничении предмета федерального, регионального и муниципального контроля в отношении соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект N 310883-8 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), предусматривающие, что предметом федерального государственного контроля (надзора), предметом регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования соответственно федерального значения, регионального и межмуниципального значения, местного значения, а также платным участкам данных автомобильным дорогам в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства.
Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования в области федерального, регионального и муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства по соответствующим дорогам и распределения сумм штрафов за нарушение указанного порядка между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 15.10.2020 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена возможность свободного (безбарьерного) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам.
Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту указывается, что в настоящее время не урегулирован вопрос распределения сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам (статья 12.21.4 КоАП РФ) федерального, регионального, межмуниципального и местного значения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) суммы штрафов, установленных КоАП РФ, постановления о наложении которых вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов), их структурных подразделений, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если иное не установлено пунктами 5 и 6 этой статьи).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" полномочия по подготовке постановлений об административных правонарушениях за невнесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам отнесены только к полномочиям Ространснадзора.
Таким образом, на сегодняшний день административные штрафы за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения подлежат зачислению исключительно в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что Минтрансом России разрабатывается соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в статью 12.21.4 КоАП РФ в части наступления административной ответственности по данной норме в случае неисполнения владельцами транспортных средств указанной обязанности только в отношении платных автомобильных дорог федерального значения, платных участков таких дорог.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе за несоблюдение требований по проезду транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, местного значения, а также платным участкам данных автомобильным дорогам в части порядка внесения платы за проезд транспортных средств по указанным дорогам. В связи с этим суммы штрафов за соответствующие административные правонарушения должны зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Положениями законопроекта предлагается устранить указанную несогласованность между упомянутыми нормативными правовыми актами.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов. При этом в части 3 статьи 3.1.3 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностным лицам органов местного самоуправления предоставлено право только составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона N 259-ФЗ контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляется за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесения изменений в КоАП РФ, предоставляющих право органам местного самоуправления привлекать к административной ответственности за несоблюдение требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами по проезду транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, а также платным участкам данных автомобильных дорог в части порядка внесения платы за проезд транспортных средств по указанным дорогам с зачислением соответствующих сумм штрафов в местные бюджеты.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.