Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 337373-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения административной ответственности за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети "Интернет"),
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Горелкиным, Р.В. Любарским, А.Ю. Кирьяновым и другими.
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" была установлена обязанность рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, предоставлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).
В этой связи авторами законодательной инициативы предлагается дополнить статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми частями 15-17, устанавливающими корреспондирующую ответственность за:
- Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в Роскомнадзор (часть 15);
- Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора, либо нарушение требований к его размещению (часть 16);
- Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в Роскомнадзор, либо несоблюдение установленного порядка взаимодействия с указанным органом, предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы (часть 17).
В качестве санкций по указанным составам предлагается применение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 700 тысяч рублей.
Проектируемыми изменениями предусматривается, что составлять протоколы по указанным правонарушениям и рассматривать данные административные дела будут должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Также с учетом предлагаемых штрафов вносятся корреспондирующие изменения в статью 3.5.
Поскольку проектируемые изменения позволят обеспечить реализацию требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе, на практике, Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта.
При этом следует отметить, что в адрес Комитет поступили предложения по доработке законопроекта от ряда некоммерческих организаций: "Медиа-Коммуникационный Союз", Российская ассоциация электронных коммуникаций, Ассоциация развития интерактивной рекламы, Ассоциация коммуникативных агентств России, Ассоциация Блогеров и Агентств.
В представленных позициях в частности отмечается, что с марта 2022 года отрасль интернет-рекламы находится в сложном положении в связи с уходом с рынка крупнейших рекламодателей, а обязательные требования по маркировке интернет-рекламы вступили в силу менее года назад - с 01 сентября 2022 года, и стали беспрецедентными по своим масштабам изменениями в бизнес-процессах компаний, к которым рынок все еще адаптируется. Комплексный характер обязательных требований по маркировке интернет-рекламы и сложность технического процесса их реализации порой требует привлечения сторонних подрядчиков на коммерческих условиях, что особенно ощутимо в сегменте малого и среднего бизнеса.
С учетом данных обстоятельств, по мнению Комитета, в ходе дальнейшей работы над законопроектом представляется возможным дополнительно обсудить вопрос о сроке его вступления в силу.
Комитет так же отмечает, что законопроект содержит юридико-технические неточности с учетом требований, предусмотренных Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (нумерация статей).
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 337373-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.