Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 363143-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы, от 28 июня 2022 г. N Пр-1130 и направлен на установление порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов.
В законопроекте вводится новое полномочие федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования:
апробация результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения) (далее - апробация), которая организуется Роснедрами и проводится его подведомственными государственными учреждениями;
установление порядка и сроков проведения апробации, которые будут установлены Минприроды России.
Законопроектом вводится новая статья 23.6, предусматривающая установление требований к подготовке и экспертизе проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, разведки месторождений полезных ископаемых. Ранее указанные требования содержались в статье 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (части четвертая и пятая).
Законопроект дополняется новой статьей 29.1, предусматривающей проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых при осуществлении регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, предусмотренной проектируемой статьей 23.6 настоящего Закона.
Согласно проектируемой статье оценка прогнозных ресурсов проводится следующими лицами:
пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых, за счет собственных средств, - в случае, если это предусмотрено проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, предусмотренной статьей 23.6 настоящего Закона;
пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и являющимися исполнителями по государственным контрактам, - в случае, если это предусмотрено государственным контрактом;
пользователями недр, осуществляющими на основании государственного задания государственное геологическое изучение недр за счет средств федерального бюджета и являющимися государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, - в случае, если это предусмотрено государственным заданием.
Результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых включаются в геологические отчеты пользователей недр, представляемые ими в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах".
Результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых подлежат апробации, заключающейся в проверке достоверности проведенной пользователями недр оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и ее соответствия классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
По итогам апробации принимается решение о достоверности/ недостоверности оценки прогнозных ресурсов и ее соответствии/ несоответствии классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, оформляемое соответственно положительным или отрицательным заключением. Положительное заключение является основанием для постановки прогнозных ресурсов на учет в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и включения данной информации в единый фонд геологической информации о недрах, отрицательное заключение - только для включения в единый фонд геологической информации о недрах без учета прогнозных ресурсов в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Положения проектируемой редакции статьи 36.1 приведены в соответствие с проектируемой статьей 29.1, в которую перенесен ряд структурных элементов действующей редакции статьи 36.1, касающихся вопросов подготовки и экспертизы проектной документации на осуществление геологического изучения недр, с учетом изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "О недрах" Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 598-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения. В связи с этим предлагается установить срок вступления в силу проекта федерального закона 1 сентября 2024 г.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 5.1 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - внести изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, для закрепления соответствующих полномочий по определению порядка и сроков проведения апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Сроки подготовки: 1 сентября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 5.1 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - внести изменения в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 для закрепления за Роснедрами соответствующих полномочий по организации апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Сроки подготовки: 1 сентября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 674".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - приведение Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение в соответствие с предлагаемыми изменениями.
Сроки подготовки: 30 ноября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" потребует принятия следующих актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1. Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 5.1 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - определить порядок апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в том числе условия (критерии), по которым будут приниматься решения о проведении апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта должен закрепить процедуру осуществления апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Сроки подготовки: 30 ноября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
2. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в Требования к содержанию геологической информации о недрах и форму ее представления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 54".
Обоснование необходимости подготовки: часть 1 статьи 29.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установить требования к порядку включения в геологические информационные отчеты данных об оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта направлен на закрепление требований по включению в геологические информационные отчеты данных об оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Сроки подготовки: 30 ноября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
3. Приказ Минприроды России и Роснедр "Об утверждении правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых".
Обоснование необходимости подготовки: статья 23.6 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - закрепить в правилах подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, что отсутствие апробации прогнозных ресурсов не препятствует проектированию работ по геологическому изучению на структуре.
Сроки подготовки: 30 ноября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
4. Приказ Минприроды России "О несении изменений в Порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 мая 2021 г. N 350".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 5.1 статьи 3, часть 5 статьи 29.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - определить порядок включения сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта направлен на закрепление процедур внесения в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых.
Сроки подготовки: 30 ноября 2023 г.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минприроды России, Роснедра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.