Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364836-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается признать утратившим силу статьи 19.15.1 "Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации" и 19.15.2 "Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью введения добровольного и уведомительного порядка реального места проживания граждан вместо института постоянной или временной регистрации. Так, согласно социологическим опросам около 20% граждан не имеют собственного жилья и арендуют комнату или квартиру. В 2017 году не по месту регистрации (постоянной или временной) проживало около 25% граждан в возрасте до 30 лет. Наиболее вероятно, что в 2023 году количество граждан, проживающих не по временной или постоянной регистрации, превышает этот показатель. Более того, оценка живущих не по временной или постоянной регистрации на основании социологических опросов является заниженной, поскольку проживание без регистрации является административным правонарушением.
Целью введения регистрационного учета закон называет обеспечение необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами. Ранее информация о численности граждан на территории была необходима для государственного планирования. Государственным органам было необходимо опираться на данные о количестве зарегистрированных граждан для управления коммунальной инфраструктурой, определении необходимого количеств мест в детских садах и школах и т.д.
Однако в настоящее время современная российская система государственного управления успешно осуществляет планирование на основе большого количества интегрированных данных без опоры на данные о регистрации граждан. Например, прикрепление к поликлинике, записи ребенка в детский сад или школу возможно в любом регионе России вне зависимости от места регистрации. Почти все государственные услуги возможно получить на портале государственных услуг Российской Федерации, указав на нем фактический адрес проживания без регистрации по месту жительства. Фактически уже сегодня системы государственного управления могут осуществлять свою деятельность при добровольном получении уведомлений о месте жительства граждан.
В то же время административное наказание за отсутствие регистрации не соотносится с возможность указать "фактический адрес проживания" на едином портале государственных услуг Российской Федерации. Гражданину предлагается сообщить, где он находится на самом деле, и, если он находится не по месту постоянной регистрации, то гражданину фактически предлагается признаться в совершении административного правонарушения.
Кроме этого, согласно текущей забюрократизированной процедуре получения постоянной или временной регистрации, гражданин, арендующий квартиру, может получить регистрацию только при личном посещении собственника в территориальном органе ФМС России. При этом собственники, как правило, категорически отказываются регистрировать в своих квартирах арендаторов, поскольку опасаются трудностей по снятию гражданина с места регистрации.
Также необходимо отметить крайне редкое привлечение граждан к административной ответственности по статьям 19.15.1 и 19.15.2 при значительным количестве граждан (согласно социологическим опросам около 25% граждан в возрасте до 30 лет), которые проживают не по месту постоянной регистрации.
Таким образом, предусмотренная текущим законодательством административная ответственность за проживание не по месту регистрации не отвечает современным задачам государственного управления, применяется избирательно и неэффективно.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию института добровольного и уведомительного порядка реального места проживания граждан.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.