Досье на проект федерального закона
Виноградарство не может развиваться интенсивными темпами без развития виноделия, которое обеспечивает экономическую эффективность всей отрасли в целом.
Для стабильного развития виноградо-винодельческой отрасли, в первую очередь, предприятий малого и среднего бизнеса, необходимо законодательно закрепить возможность комплексного освоения виноградопригодых земель: выращивания винограда, производства винодельческой продукции, предоставления услуг винного туризма.
Расположение объектов переработки винограда на землях сельскохозяйственного назначения обуславливается еще и особенностями технологических процессов производства вина и особенно актуально именно для виноградарско-винодельческой отрасли.
В отличие от процессов переработки других сельскохозяйственных культур, при производстве вина время от сбора винограда до начала его переработки значительно влияет на итоговое качество продукта. Максимальное сокращение времени и расстояния транспортировки ягоды является одним из существенных условий, неотъемлемой частью технологического процесса в производстве качественного вина.
Расположение объектов переработки винограда в непосредственной близости от виноградника является мировой практикой.
Большинство винодельческих хозяйств осуществляют производство вин с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения, а производство таких вин осуществляется только в границах, соответствующих виноградо-винодельческих зон, районов, терруаров, то есть в месте нахождения виноградника.
Однако, положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают строительство таких объектов на сельскохозяйственных угодьях, в состав которых входят большинство виноградников, как многолетние насаждения.
Законопроектом предлагается дополнить статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом устанавливающим, что виды и особенности использования земель сельскохозяйственного назначения, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, могут регулироваться отраслевым федеральным законом, а в Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" дополнить нормой, устанавливающей, что на земельных участках, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, в том числе сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для размещения виноградарских и винодельческих предприятий, объектов винного туризма.
С учетом особенностей развития виноградарства в различных субъектах Российской Федерации предлагается дополнить аналогичной нормой и статью 85 "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий" Земельного кодекса Российской Федерации " регулирующую правовой режим земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Учитывая высокую значимость земель сельскохозяйственного назначения, их статус особо охраняемого природного ресурса, законопроектом предусмотрены ограничения, которые будут направлены на то, чтобы основным видом землепользования оставалось сельхозпроизводство, а именно выращивание винограда. Общая площадь застройки указанных объектов не должна превышать 1,5 гектара. Плотность виноградных насаждений должна составлять не менее 1330 кустов на один гектар.
Раздел таких земельных участков, влекущий нарушение условий размещения и (или) эксплуатации зданий и сооружений не допускается. Также предусматривается что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются минимальные площади виноградных насаждений, при наличии которых на земельных участках, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, допускается размещение объектов, предназначенных для производства продукции виноделия, объектов винного туризма.
Основная часть винодельческих предприятий - это субъекты малого предпринимательства. Небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет им быть представленным в крупных торговых сетях и иметь стабильные источники сбыта, что заставляет малые винодельни искать иные варианты продвижения своей продукции.
Одной из таких форм является туристическое (эногастрономическое) направление деятельности. Такого рода объекты должны демонстрировать виноградники, процесс сбора урожая, производство винодельческой продукции, ее дегустацию.
Как показывает мировой опыт, винный туризм - это отдельное и очень востребованное направление деятельности.
Так в Италии практически четверть доходов от реализации вина осуществляется через винный туризм. В ФРГ оборот от винного туризма составляет 5,5 млрд. евро ежегодно, 85% винодельческих хозяйств Германии имеют специальные туристические программы.
С целью развития данного направления деятельности, популяризации российского виноделия, в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" вводятся понятия "винного туризма" и "объекты винного туризма".
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Законопроектом предлагается дополнить состав земель сельскохозяйственного назначения землями, занятыми объектами винного туризма.
Закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" дополняется статьей 17.1 "Особенности развития винного туризма на виноградопригодных землях".
Статьей устанавливается, что на виноградопригодных землях субъектами туристической деятельности могут быть только винодельческие хозяйства, осуществляющие производство винодельческой продукции в установленном законодательством Российской Федерации порядке. То есть, только те предприятия и фермеры, кто уже имеет лицензию на производство винодельческой продукции и осуществляют производство вина.
Данные ограничения направлены на недопущение на этот рынок недобросовестных предпринимателей, которые фактически не имея никакого отношения к виноделию, под видом "винного туризма", будут осуществлять организацию досуга отдыхающих, что особенно актуально для регионов Азово-Черноморского побережья.
Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень объектов винного туризма и требования к ним, которые могут быть расположены на виноградопригодных землях, в том числе, общая площадь объектов, количество надземных этажей.
В целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, их статуса особо охраняемого природного ресурса, законопроектом предусмотрено, что на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения предоставление услуг по временному размещению отдыхающих не допускается. Однако, данные требования не распространяются на земли иных категорий (промышленности, поселений), что позволит субъектам туристической деятельности оказывать данный вид услуг.
С учетом особенностей развития виноградарства в различных субъектах Российской Федерации законопроектом предусматривается, что законами субъектов Российской Федерации будут устанавливаться перечни муниципальных образований, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов винного туризма на земельных участках, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель.
Дополнительно прописываются условия, что:
образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположены объекты винного туризма, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;
ограничения, указанные в настоящем законопроекте, распространяются только на объекты винного туризма, расположенные на виноградопригодных землях.
Законопроектом предусматривается, что направления государственной политики в области виноградарства и виноделия дополняются содействием развитию винного туризма. Перечень мер по реализации государственной политики в области виноградарства и виноделия дополняется регулированием деятельности по оказанию услуг в сфере винного туризма. Государственный земельный надзор в отношении виноградопригодных земель будет осуществляться в том числе при их использовании для оказания услуг в сфере винного туризма и размещения объектов винного туризма.
Законопроектом расширяются полномочия общественного контроля и устанавливается, что общественный контроль так же направлен на предупреждения, устранения и пресечения злоупотреблений правом при организации и осуществлении винного туризма, при условии, что такие злоупотребления причиняют или могут причинить вред виноградарству и (или) виноделию.
Учитывая, что субъекты Российской Федерации наделяются новыми полномочиями по нормативно-правовому регулированию в области виноградарства и виноделия, законопроектом предусмотрены соответствующие корреспондирующие изменения в статьи 6 и 7 Закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Целью законопроекта является установление правового механизма внедрения в сферу сельского хозяйства и виноделия дополнительных экономических и социальных ресурсов, получаемых от винного туризма и оказываемых услуг в данных сферах.
Законопроект предполагает закрепление возможности субъектов сельскохозяйственной деятельности использовать земли для оказания услуг в сфере винного туризма, а также размещения объектов винного туризма, позволяющих экономически эффективно, с соблюдением баланса рационального использования плодородных почв, виноградопригодных земель, обеспечивать дополнительную поддержку сельского хозяйства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено закрепление понятий "винный туризм", "объекты винного туризма", а также разрешения строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для производства продукции виноделия, предоставления услуг винного туризма на земельных участках, находящихся в собственности винодельческих хозяйств, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, в том числе сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, а также, установление требований к ним, а также предусмотрены особенности развития винного туризма на виноградопригодных землях.
Сельскохозяйственные товаропроизводители ведущие дополнительную деятельность по развитию винного туризма, имеющие основной вид деятельности 11.02 (производство вина и винограда) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) могут воспользоваться государственной поддержкой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 в виде гранта "Агротуризм" направленного на реализацию проектов развития сельского туризма.
Грант "Агротуризм" предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, являющимся субъектами микро- и малого предпринимательства, в сумме до 10 млн рублей по результатам конкурсного отбора проектов развития сельского туризма.
Средства гранта возможно направить на обустройство средств размещения туристов, приобретение необходимого оборудования и инвентаря для оснащения туристического объекта, автотранспортного средства для организации перевозки туристов, а также на благоустройство прилегающей территории и подключение объектов к инженерным сетям.
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" на предоставление указанной меры государственной поддержки предусмотрено 1,9 млрд рублей (в том числе: на 2023 год - 500,0 млн рублей, на 2024 год - 700,0 млн рублей, на 2025 год - 700,0 млн рублей)
В связи с чем, принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.