Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изменение, указав, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются также земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для предоставления услуг винного туризма.
Однако с учетом того, что случаи и порядок размещения таких объектов предлагается урегулировать Федеральным законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон о виноделии), предлагаемые изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо уточнить, предусмотрев, в частности, что такие объекты могут размещаться на землях сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, в целях исключения коллизии норм Земельного кодекса соответствующие изменения следует внести в статью 78 Земельного кодекса.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести в Закон о виноделии изменения, направленные на установление правовых основ винного туризма (энотуризма). С учетом предмета правового регулирования изменения следует внести также в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", содержащий в том числе понятие "сельский туризм", разновидностью которого предлагается считать "винный туризм".
Подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 законопроекта пункт 56 статьи 3 Закона о виноделии дополняется положением, согласно которому продукция первичного и вторичного виноделия, определенная Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности как сельскохозяйственная продукция, относится к продукции первичной переработки. При этом следует отметить, что в Законе о виноделии термин "продукция первичного виноделия" не определен и не используется.
Предлагаемое изменение не соответствует также положениям пунктов 3, 6, 14, 34, 42 и 55 статьи 3 Закона о виноделии, согласно которым вино, игристое вино, крепленое (ликерное) вино, продукция виноградарства, безалкогольные напитки и продукты, получаемые из винограда, виноградного сусла и вина, относятся к сельскохозяйственной продукции, в связи с чем возможность размещения на землях сельскохозяйственного назначения зданий, сооружений, используемых для производства указанных видов сельскохозяйственной продукции, уже предусмотрена Земельным кодексом. Таким образом, подпункт "г" пункта 1 статьи 2 законопроекта необходимо исключить.
Законопроект содержит внутренние противоречия.
Из определения следует, что винный туризм (энотуризм) предполагает предоставление услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг (подпункт "а" пункта 1 статьи 2 законопроекта). При этом проектируемым абзацем вторым части 1 статьи 17.1 Закона о виноделии предусматривается, что на земельных участках, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, в том числе сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставление услуг по временному размещению отдыхающих на указанных земельных участках не допускается.
Пунктом 7 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить статью 10 Закона о виноделии частью 4, согласно которой на земельных участках, находящихся в собственности винодельческих хозяйств, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель, в том числе сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для производства продукции виноделия, предоставления услуг винного туризма.
Из законопроекта неясно, что понимается под объектами капитального строительства, предназначенными для предоставления услуг винного туризма, с учетом того, что услуги винного туризма подразумевают также предоставление услуг по временному размещению. В связи с этим в законопроекте необходимо установить исчерпывающий перечень объектов, размещение которых допускается на таких землях, и требований к ним.
С учетом особенностей развития виноградарства в различных субъектах Российской Федерации целесообразно не устанавливать федеральным законом минимальную площадь виноградных насаждений, при наличии которых на земельном участке допускается размещение объектов винного туризма, а предусмотреть соответствующее полномочие субъекта Российской Федерации. Предлагается закрепить в законопроекте возможность законами субъектов Российской Федерации определить муниципальные образования, на территориях которых не допускается размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения объектов винного туризма. При этом необходимо предусмотреть корреспондирующие изменения в статьи 6 и 7 Закона о виноделии.
Законопроектом предлагается дополнить часть 4 пункта 5 статьи 33 Закона о виноделии положениями, в соответствии с которыми одним из основных принципов государственной и муниципальной поддержки в области развития виноградарства и виноделия является обязательность распространения информации о винном туризме. Однако неясно, на какое лицо возлагается данная обязанность и в каком объеме она должна осуществляться.
В целях определения последствий нарушений новых требований к объектам винного туризма и их целевому назначению в пояснительной записке целесообразно отразить необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" либо в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 148 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "1482"
Реализация предлагаемых законопроектом изменений повлечет за собой выделение дополнительных бюджетных ассигнований в связи с уточнением круга субъектов - получателей мер государственной поддержки или приведет к сокращению размеров государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих соответствующие виды деятельности, в рамках существующих видов расходных обязательств федерального бюджета.
В связи с этим в финансово-экономическое обоснование к законопроекту необходимо включить оценку объема дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
С учетом изложенного законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации при условии его доработки с учетом представленных замечаний и предложений.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 апреля 2023 г. N 915-П11 "Заключение на проект федерального закона N 365108-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.Н. Кондратенко"
Опубликование:
-