Досье на проект федерального закона
1. Текущая деятельность ГУП, МУП.
Действующая норма Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (статья 3) содержит норму о ликвидации или реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий до 1 января 2025 года.
Согласно информации, поступающей из регионов, указанная норма закона не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В данном случае речь идет о социально-значимых сферах деятельности, где необходимо ежедневное поддержание должного уровня обеспечения нужд населения качества жизни людей. К их числу, в частности, можно отнести обеспечение транспортными услугами населения, вывоз коммунальных бытовых отходов, оказания коммунальных услуг, уборку улиц и дорог, аптечное дело, предоставление дачного фонда в пользование льготным категориям граждан и т.д.
В сложившейся практике унитарные предприятия осуществляют деятельность в отдаленных и/или малонаселенных территориях, где конкуренция отсутствует полностью или находится на очень низком уровне. Кроме того, в небольших муниципальных образованиях ведение многих видов экономической деятельности инвестиционно непривлекательно.
При таких обстоятельствах запрет на деятельность унитарных предприятий вместо демонополизации локальных рынков и развития конкуренции приводит к полному исчезновению на них хозяйствующих субъектов, особенно если речь идет о малых городах и сельской местности.
Ликвидация унитарных предприятий в социально значимых сферах при отсутствии альтернативных эффективных механизмов решения жизненно важных для населения вопросов влечет за собой социальную напряженность и ухудшение качества жизни граждан.
Необходимо применение дифференцированного подхода, учитывающего состояние конкуренции в социально значимых отраслях в труднодоступных отдаленных населенных пунктах, т.е. на территориях с низкой инвестиционной привлекательностью.
Кроме того, в целях обеспечения бесперебойного предоставления необходимых услуг населению и создания комфортных условий жизни людей представляется необходимым знать критерии наличия/отсутствия конкуренции, позволяющие сделать однозначный вывод о необходимости ликвидации либо реорганизации унитарного предприятия или возможности его сохранения. При этом указанные критерии должны предусматривать гарантии по предоставлению необходимых услуг населению в случае ухода конкурирующих предприятий с рынка в связи с низким уровнем рентабельности или банкротством.
До настоящего времени конкурентные рынки, на которых деятельность унитарных предприятий мешает развитию конкуренции, не определены. Информация о необходимости включения товарного рынка в перечень товарных рынков с развитой конкуренцией, на которых унитарным предприятиям запрещается осуществлять деятельность, приносящую им доход, должна содержать аналитический отчет.
Кроме вопросов, связанных с привлечением хозяйствующих субъектов к работе в тех нишах, которые занимают ГУП и МУП, остро встает проблема трудоустройства лиц, высвобождаемых с этих унитарных предприятий.
В случае реорганизации унитарных предприятий в казенные или при передаче их в частную собственность долги предприятий становятся долгами муниципальных образований, бюджеты которых и без такой долговой нагрузки являются дефицитными.
В случае наличия у предприятия положительного финансового результата идея его преобразования независимо от выполняемого предприятием функционала представляется сомнительной, так как публичное образование, единожды передав публичную ответственность унитарному предприятию, имеет постоянный источник неналоговых доходов в виде отчислений унитарным предприятием части прибыли, остающейся после уплаты обязательных платежей (статья 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приватизация является разовым источником доходов, в то время как перечисление в бюджет части прибыли унитарных предприятий, источника неналоговых доходов бюджета, является экономически целесообразным и разумным.
Принятая действующая норма объяснялась неэффективностью унитарных предприятий как хозяйствующих субъектов. В связи с возможностью предоставления им субсидий за счет бюджетных средств, благодаря которым унитарные предприятия уходят от конкурентных процедур, чем оказывают негативное влияние на локальные конкурентные рынки.
Данные доводы в ряде случаев несостоятельны.
Так, согласно части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие является, прежде всего, коммерческой организацией, что позволяет ему на равных с другими хозяйствующими субъектами участвовать в экономическом обороте.
Тот факт, что унитарное предприятие создается на базе государственного или муниципального имущества принципиально не влияет на равные с организациями других организационно-правовых форм возможности и способность участвовать в деятельности, направленной на получение прибыли.
Унитарные предприятия в настоящее время в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются полноценными участниками контрактной системы, то есть расходуют принадлежащие им денежные средства в рамках установленных этим законом конкурентных процедур, а также вправе участвовать в объявленных государственными и муниципальными заказчиками закупках, в качестве исполнителей, наравне с иными хозяйствующими субъектами.
Возможность предоставления субсидий на выполнение конкретных мероприятий из соответствующих бюджетов действительно предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации, однако такие субсидии могут быть предоставлены только на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом положениями указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено условие о соблюдении государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть предусмотрена обязанность использовать полученные в виде субсидии бюджетные средства только посредством проведения конкурсных процедур.
С учетом изложенного вызывает сомнение обоснованность вывода об ослаблении конкуренции за счет деятельности унитарных предприятий.
Ликвидация или реорганизация унитарных предприятий, не решает проблем конкуренции на локальном и товарном рынке, так как не вполне корректно подходить к созданию предприятия только с точки зрения конкурентной среды. Создание любого юридического лица, в том числе и унитарного предприятия, не может негативно влиять на конкуренцию, а только усиливает ее. Случаи возникновения доминирующего положения какого-либо юридического лица, урегулированы действующими нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в текущей экономической ситуации необходимо создать баланс коммерческих и государственных (муниципальных) предприятий, в силу того, что коммерческие предприятия находятся в ситуации санкционного давления и не всегда могут противостоять ему и удерживать экономические показатели.
Учитывая текущую ситуацию необходимо продолжать мониторинг эффективности действующей нормы и продлить срок ее действия до 1 января 2030 г.
2. Новые субъекты Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" предусматривают установление сроков и порядка интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также связанных с этим особенностей правового регулирования отдельных сфер общественных отношений.
Со дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В развитие указанных норм предлагается продлить срок, установленный Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" по ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Принятие разработанной нормы поможет достичь баланса в решении публично-правовых и социально значимых задач и будет способствовать развитию конкуренции.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, вместе с тем позволит сохранить имущественные комплексы, рабочие места.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.