Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 366888-8 "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее соответственно - законопроект, КоАП РФ) подготовлен в целях реализации абзаца 3 подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N Пр-2576 о необходимости внесения в КоАП РФ изменений, предусматривающих усиление ответственности за нарушение и невыполнение взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, а также в целях приведения положений КоАП РФ в соответствие со статьей 55 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению установлена статьей 5.31 КоАП РФ, предусматривающей ответственность работодателя в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Вместе с тем коллективные договоры и соглашения содержат обязательства, добровольно принимаемые на себя как работодателями, так и работниками, в связи с чем их соблюдение должно обеспечиваться в равной степени всеми сторонами коллективных договоров и соглашений.
Статьей 55 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
В этой связи законопроектом предлагается привести статью 5.31 КоАП РФ в соответствие с положениями статьи 55 Трудового кодекса Российской Федерации, а также дополнить ее новой частью, предусматривающей усиление в двукратном размере административной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Одновременно следует отметить, что по сведениям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации число страхователей и количество заключенных коллективных договоров распределилось по годам следующим образом:
в 2016 г. было 3733223 страхователей и заключено 203747 коллективных договоров;
в 2017 г. было 3648069 страхователей и заключено 204228 коллективных договоров;
в 2018 г. было 3559714 страхователей и заключено 202881 коллективных договоров;
в 2019 г. было 3465147 страхователей и заключено 195382 коллективных договоров;
в 2020 г. было 3319998 страхователей и заключено 192988 коллективных договоров;
в 2021 г. было 3310409 страхователей и заключено 197661 коллективных договоров.
Указанные данные свидетельствуют, что коллективными договорами охвачено около 18,3% работодателей.
На мероприятия по охране труда работодателями израсходовано в 2020 году 379,5 млрд. рублей или в среднем более 18,8 тыс. рублей на 1 работающего, в 2019 году - 302,3 млрд. рублей или в среднем 15,1 тыс. рублей, в 2018 г. - 283,5 млрд. рублей или в среднем 14,2 тыс. рублей, в 2017 г. - 261,5 млрд. рублей или в среднем 13,0 тыс. рублей, в 2016 г. - 238,8 млрд. рублей и 11 479 тыс. рублей соответственно.
Анализ контрольно-надзорной деятельности за период с 2017 по 2021 годы по вынесенным в соответствии со ст. 5.31 КоАП РФ постановлениям свидетельствует о следующем:
в 2017 г. государственными инспекциями труда выявлено всего 243 нарушения, в том числе 34 нарушения по охране труда, вынесено 242 постановления, в том числе 33 по вопросам охраны труда. По материалам прокуратуры вынесено 171 постановление;
в 2018 г. государственными инспекциями труда выявлено всего 274 нарушения, в том числе 29 нарушений по охране труда, вынесено 271 постановление, в том числе 23 по вопросам охраны труда. По материалам прокуратуры вынесено 137 постановлений;
в 2019 г. государственными инспекциями труда выявлено всего 240 нарушений, в том числе 5 нарушений по охране труда, вынесено 229 постановлений, в том числе 3 по вопросам охраны труда. По материалам прокуратуры вынесено 137 постановлений;
в 2020 г. государственными инспекциями труда выявлено всего 103 нарушения, в том числе 4 нарушения по охране труда, вынесено 103 постановления, в том числе 4 по вопросам охраны труда. По материалам прокуратуры вынесено 160 постановлений;
в 2021 г. государственными инспекциями труда выявлено всего 57 нарушений, в том числе 2 нарушения по охране труда, вынесено 45 постановлений, в том числе 2 по вопросам охраны труда. По материалам прокуратуры вынесено 86 постановлений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.