Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 367888-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Законопроектом предлагается дополнить главу 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) новой статьей 13.50, предусматривающей установление административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за непредставление сведений о медицинских организациях и сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, подлежащих включению в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (далее - Единая система), а также за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка и (или) сроков представления указанной информации либо предоставление недостоверной информации в Единую систему.
Законопроект разработан во исполнение части 5 подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N Пр-1755 по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа 2019 г. (далее - Поручение N Пр-1755), согласно которому необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление административной ответственности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации за нарушение порядка и сроков представления информации, которая вносится в геоинформационную подсистему Единой системы, а также за представление неполной и (или) недостоверной информации.
Положения законопроекта корреспондируют положениям проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разработанного Минздравом России во исполнение части 4 подпункта "е" пункта 1 Поручения N Пр-1755), которым в том числе предусматривается внесение изменения в статью 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) уточняющего, что за нарушение порядка, в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений, и сроков предоставления информации в Единую систему поставщики информации в Единую систему, указанные в пункте 4 части 6 данной статьи, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
В настоящий момент органами государственной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере обеспечивается предоставление информации в федеральный реестр медицинских организаций и федеральный реестр медицинских работников Единой системы, из которых геоинформационная подсистема Единой системы осуществляет автоматический сбор и отображение на геоинформационной карте сведений о ресурсах здравоохранения, в части уточнения информации о субъекте системы здравоохранения, уровне медицинской организации, типе организации, ведомственной принадлежности, подтверждения полноты, точности, непротиворечивости информации.
Вместе с тем полное и достоверное отображение сведений на геоинформационной карте о ресурсах здравоохранения необходимо для целей рационального территориального планирования в области здравоохранения.
Соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка предоставления информации в Единую систему будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи населению, соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья.
Административная ответственность в виде наложения административного штрафа, а в случае повторного совершения административного правонарушения - дисквалификация, позволят повысить качество и доступность оказания медицинской помощи.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей 13.50 КоАП, будут составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере здравоохранения.
Учитывая корреспондирующие положения проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 88 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", протоколы об административных правонарушениях будут составляться должностными лицами Росздравнадзора в случае выявления ими нарушений в ходе проведения проверок соблюдения порядка и сроков представления информации в Единую систему, осуществляемых в рамках государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья.
Проектируемой частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливается, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные проектируемой статьей 13.50 КоАП РФ, на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых должностными лицами Росздравнадзора.
Поскольку законопроектом устанавливается административная ответственность исключительно в отношении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общее количество проверок, в рамках которых может быть применена проектируемая часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ, будет незначительным и не повлечет за собой увеличения нагрузки на органы судебной власти при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, а также не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Указанная информация подтверждается статистическими данными, содержащимися в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора, согласно которым в 2021 году Росздравнадзором проведено 24 плановые проверки в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а в 2022 году - завершено 5 проверок.
При этом, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны вноситься сведения в Единую систему, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 ст. 91.1 Федерального N 323-ФЗ, а именно: сведения о медицинских организациях и фармацевтических организациях (с исключениями) и указанные в статьях 93 и 93.1 Федерального закона N 323-ФЗ сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, а также о лицах, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования (с исключениями).
В соответствии с приложением N 1 к Положению о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", в Федеральный регистр медицинских работников информация представляется в течение 3 рабочих дней со дня получения актуализированных данных, в Федеральный реестр медицинских организаций - в течение 5 рабочих дней со дня получения актуализированных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения лишь при длящемся административном правонарушении, при этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Поскольку невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности по проектируемой норме КоАП РФ начнет исчисляться с четвертого (шестого) дня со дня получения актуализированных данных и составит 3 месяца, в течение которых с соблюдением установленного законом порядка следует выполнить контрольно-надзорные мероприятия, возбудить дело об административном правонарушении, собрать доказательства с соблюдением установленной КоАП РФ процедуры доказывания, направить дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд и рассмотреть по существу с соблюдением прав участников производства, в том числе на личное участие.
Необходимо также отметить, что контрольно-надзорная деятельность Росздравнадзора, к компетенции которого проектируемой нормой отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.50 КоАП РФ, осуществляется на плановой и внеплановой основе при наличии оснований, предусмотренных статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", при этом Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 в редакции от 4 февраля 2023 г. "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 она ограничена; проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий не допускается.
Учитывая, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности выступает одним из нормативно установленных оснований освобождения от нее и препятствует реализации задач повышения качества оказания медицинской помощи населению и соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения, представляется необходимым установление для данного состава административного правонарушения специального срока давности привлечения к административной ответственности.
Введение нового состава административного нарушения необходимо по следующим основаниям. Проведенный анализ информационного взаимодействия государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации с федеральным реестром медицинских организаций и федеральным регистром медицинских работников Единой системы, который свидетельствует о неэффективности действующего правового регулирования.
Так, при наличии интеграции с федеральным реестром медицинских организаций и федеральным регистром медицинских работников Единой системы в них не передавались сведения в первом, втором и третьем квартах 2022 года 36 субъектами Российской Федерации (Алтайский край, Амурская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, г. Севастополь, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Хакасия, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Тульская область, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Круг лиц, на которых будет распространено действие законопроекта - должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие представление информации в Единую систему.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения".
Обоснование: часть 1 статьи 23.81 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции законопроекта.
Срок подготовки - до 1 июля 2023 г.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
головной исполнитель Минздрав России;
соисполнитель - Росздравнадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.