Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 369263-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Досье на проект федерального закона
в 2010 году был принят Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ).
В числе принципов передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона предусматривает норму, согласно которой публичное "имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций".
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 327-ФЗ в период рассмотрения заявления религиозной организации о передаче объектов религиозного назначения, их включение в перечни имущества, не подлежащего отчуждению из публичной собственности, не допускается.
Фактически данные нормы в их совокупности устанавливают ограниченную оборотоспособность публичного имущества религиозного назначения. Федеральный закон N 327-ФЗ закрепляет, с одной стороны, исключительное право религиозных организаций на получение в собственность такого имущества, и, с другой стороны, запрещает изымать это имущество из оборота, признавать его исключительно государственной или муниципальной собственностью.
Кроме того, согласно пункту 5 статье 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" "на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. В силу пункта 2 статьи 21.1 данного Федерального закона "недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности".
Таким образом, закон запрещает религиозным организациям свободно отчуждать в частную собственность третьих лиц такую разновидность имущества как имущество богослужебного назначения.
Данный принцип был законодательно закреплен еще до 2010 года. Так уже в Федеральном законе от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" была закреплена норма (часть 2 статьи 50), согласно которой объекты религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указывает Верховный Суд Российской Федерации, целью Федерального закона N 327-ФЗ является "восстановление исторической справедливости путем возврата имущества религиозного назначения, которое было создано верующими и их организациями, но впоследствии изъято государством и использовалось в иных целях" (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2.08.2018 N 305-ЭС2018-1323 по делу А40-30217/2017).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2020 года N 47-П, характеризуя положение механизмов, закрепленных Федеральным законом N 327-ФЗ, в системе российского законодательства, подчеркивает, что "государство может вырабатывать различные механизмы поддержки религиозных объединений, в том числе - принимая во внимание необходимость восстановления исторической справедливости - путем безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, ранее неправовым или насильственным путем выбывшего из пользования религиозных объединений. Меры поддержки, в нем установленные, предприняты государством - с учетом особых условий, в которых соответствующее имущество изымалось из религиозной жизни - прежде всего в отношении уже созданного на тот момент и имевшегося в объективированной форме имущества".
Из логики приведенных законодательных норм и актов правоприменения вытекает вывод о ничтожности любых сделок, направленных на отчуждение публичного имущества религиозного назначения в собственность третьих лиц, не являющихся религиозными организациями.
Однако, ни Федеральный закон N 327-ФЗ, ни Федеральный закон от 21.12.2011 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) не содержат императивного запрета на приватизацию имущества религиозного назначения, который бы означал безусловную ничтожность подобных сделок, очевидную для органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться публичной собственностью, а также для лиц - потенциальных покупателей исторической недвижимости.
Имея в виду такие декларируемые Конституцией Российской Федерации нематериальные принципы организации жизни соотечественников как "вера в добро и справедливость", "память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога", недопустимым является правовой вакуум, фактически допускающий продажу государством или органом местного самоуправления имущества религиозного назначения частному собственнику, поскольку последний вправе перепрофилировать объект религиозного назначения для использования его в целях, несовместимых не только с религиозным назначением объекта (например, храмы могут быть использованы под размещение в них ресторанов, баров, фитнес-клубов и т.д.), но и может повлечь оскорбление чувств верующих (статьи 148 Уголовного кодекса РФ).
В этой связи представляется целесообразным закрепление в части 3 статьи 3 Федерального закона N 178-ФЗ императивной нормы о том, что приватизации не подлежит имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, а часть 3 статьи 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" дополнить правилом, согласно которому сделки приватизации находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, заключенные после вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", ничтожны, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.