Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов 1 и инициативами, поддержанными представителями финансового рынка при обсуждении доклада Банка России для общественных консультаций 2.
Законопроектом закрепляется функция Банка России по ведению единого реестра участников финансового рынка (далее - ЕРУФР), содержащего информацию о лицах, имеющих право (лицензию) на осуществление деятельности (операций, услуг) на финансовом рынке (далее - участники финансового рынка), а также лицах, утративших указанное право (лицензию). При этом ведущиеся Банком России в соответствии с профильными федеральными законами книги государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, реестры иных участников финансового рынка (далее при совместном упоминании - профильные реестры), будут являться составной частью ЕРУФР. Порядок ведения ЕРУФР, в том числе порядок выдачи выписок из него устанавливается Банком России.
Внедрение ЕРУФР позволит обеспечить доступ заинтересованных лиц к информации в цифровом формате 3 о наличии (отсутствии) у участников финансового рынка права (лицензии) на осуществление деятельности на финансовом рынке, что направлено на повышение защищенности прав инвесторов. Переход на ведение ЕРУФР позволит унифицировать сроки и форму актуализации содержащейся в профильных реестрах информации об участниках финансового рынка, что приведет к снижению нагрузки на участников финансового рынка, совмещающих несколько видов деятельности, обязанных актуализировать одни и те же сведения, содержащиеся в разных реестрах.
В отношении ряда участников финансового рынка, по которым законодательством Российской Федерации не было предусмотрено ведение отдельного реестра, вводятся нормы о включении сведений о таком участнике в ЕРУФР 4.
Законопроект предусматривает реализацию реестровой модели в части отказа от предоставления организации лицензии (свидетельства) на бумажном носителе, что позволит перейти на исключительно цифровой формат подтверждения права осуществлять деятельность на финансовом рынке.
Для всех участников финансового рынка законопроектом унифицируется момент возникновения права осуществления деятельности на финансовом рынке и момент прекращения такого права. В качестве момента возникновения права устанавливается день внесения сведений об участнике финансового рынка в профильный реестр, который является составной частью ЕРУФР. В качестве момента прекращения права устанавливается время и день, определяемые решением Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии или решением Банка России об исключении из профильного реестра, который является составной частью ЕРУФР, сведений о наличии у лица права на осуществление деятельности.
Информация о принятых решениях будет размещаться Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее времени и дня прекращения права (отзыва, аннулирования лицензии), установленных указанными решениями. Нововведение позволит точно установить момент времени, с которого должны быть определены обязательства клиентов и контрагентов участника финансового рынка, что особенно важно в биржевой торговле, банковской деятельности и судебной практике.
Законопроект содержит нормы, предусматривающие установление нормативным актом Банка России перечней документов, необходимых для получения лицензии 5. Введение такой конструкции продиктовано необходимостью унификации перечня документов, идентифицирующих сведения об организации, ее должностных лицах и собственниках, а также внесения изменений в перечень документов, в том числе в связи с расширением возможности получения Банком России отдельной информации посредством системы межведомственного документооборота. Нововведение позволит реализовать гибкость регулирования Банка России при допуске на финансовый рынок, с учетом меняющихся условий, конъюнктуры финансового рынка и появления новых видов деятельности, что направлено на снижение нагрузки на соискателей лицензии (права) и исключение представления ими дублирующей информации при подаче заявления на осуществление нескольких видов деятельности на финансовом рынке.
Законопроектом предусматриваются переходные положения, в соответствии с которыми участники финансового рынка, получившие лицензии (свидетельства) на бумажном носителе до вступления в силу Федерального закона, предусмотренного законопроектом, вправе продолжить свою деятельность без дополнительного получения выписок из ЕРУФР и прохождения процедуры лицензирования.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Утверждены Советом директоров Банка России 23.12.2021.
2 Доклад Банка России для общественных консультаций "Совершенствование допуска на финансовый рынок. Новые возможности для участников".
3 Посредством размещения указанной информации на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4 В частности, в отношении репозитариев, центрального контрагента, операторов товарных поставок, информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах и др.
5 В частности, для получения лицензии на осуществление банковских операций (в дополнение к перечню документов, установленному Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), лицензии на осуществление клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли, деятельности оператора платежной системы, оператора иностранной платежной системы, управляющей компании инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов, специализированного депозитария инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов и др.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.