Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 373800-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Досье на проект федерального закона
Территориальная юрисдикция окружных (флотских) военных судов распространяется на территории всех субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ.
В соответствии с частью шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) рассмотрение дел о преступлениях, совершение которых сопряжено с осуществлением террористической деятельности, отнесено к подсудности 1-го Восточного, 2-го Западного, Центрального и Южного окружных военных судов.
В ранее действовавших редакциях части шестой.1 статьи 31 УПК РФ (в редакциях Федеральных законов от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ, от 6 июля 2016 года N 375-Ф3, от 7 июня 2017 года N 115-ФЗ) рассмотрение дел данной категории относилось к подсудности:
с 1 января 2015 года - Московского и Северо-Кавказского окружных военных судов (в настоящее время - 2-й Западный и Южный окружные военные суды);
с 20 июля 2016 года - Приволжского окружного военного суда (в настоящее время - судебное присутствие Центрального окружного военного суда);
с 7 июня 2017 года - Дальневосточного окружного военного суда (в настоящее время - 1-й Восточный окружной военный суд).
Отнесение к подсудности Приволжского и Дальневосточного окружных военных судов дел террористической направленности, ранее отнесенных к подсудности Московского окружного военного суда, было обусловлено значительным увеличением нагрузки на судей по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции.
За период, прошедший с момента последних изменений, внесенных в часть шестую.1 статьи 31 УПК РФ, рост количества рассмотренных окружными военными судами уголовных дел указанной категории продолжился.
Рассмотрение названными окружными военными судами уголовных дел на территориях субъектов Российской Федерации, на которые распространяется юрисдикция других окружных (флотских) военных судов, повлекло значительные финансовые расходы.
Размер финансовых расходов на проезд и проживание судей, а также иные расходы организационного характера в указанный период составил 48 537 075 рублей (2-й Западный окружной военный суд) и 73 866 745 рублей (1-й Восточный окружной военный суд).
Эти расходы связаны в том числе с отсутствием прямого сообщения с городом Хабаровском отдельных городов и районов, отнесенных к юрисдикции 2-го Восточного окружного военного суда, в связи с чем судьи 1-го Восточного окружного военного суда вынуждены следовать для рассмотрения уголовных дел через город Москву.
Организационные проблемы обеспечения проведения судебных заседаний при рассмотрении дел названной категории обусловлены необходимостью:
транспортировки многотомных уголовных дел;
ознакомления участников судебных заседаний, прежде всего осужденных, с материалами уголовных дел при их содержании под стражей в населенных пунктах, удаленных от городов Москвы и Хабаровска;
вручения объемных протоколов судебного заседания (свыше трех томов) и копий их переводов на язык, которым владеет осужденный, организации прослушивания осужденными аудиозаписей судебных заседаний.
В целях более оптимального использования рабочего времени судей и сокращения командировочных расходов предлагается возложить рассмотрение дел о преступлениях, совершение которых сопряжено с осуществлением террористической деятельности, на все окружные и флотские военные суды в соответствии с их юрисдикцией.
Принятие такого решения позволит оптимизировать судебную нагрузку на судей, сократить сроки рассмотрения дел данной категории и сократит бюджетные средства на командировочные расходы.
В связи с этим предлагается исключение специальной юрисдикции 1-го Западного, Южного, Центрального, 1-го Восточного окружных военных судов, рассматривающих уголовные дела, указанные в пунктах 2-4 части шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, для чего потребуется признание утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" потребует признания утратившими силу и изменения других актов федерального законодательства.
Необходимо внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) пункт 3 части второй статьи 30 изложить в следующей редакции:
"3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 275.1, 276, 278 , 279, 280.2, 280.4, 281 частями второй и третьей, 281.1-281.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные окружным (флотским) военным судам в соответствии с пунктами 2-4 части шестой статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частями первой и третьей, 209, 210 частями первой, первой1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353-358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;";
2) в статье 31:
а) часть шестую статьи 31 изложить в следующей редакции:
"6. Окружному (флотскому) военному суду подсудны:
1) уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также уголовные дела, переданные в указанный суд в соответствии с частями четвертой - седьмой статьи 35 настоящего Кодекса;
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности;
4) уголовные дела о преступлениях, при назначении наказания за которые подлежит учету отягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом "р" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.";
б) часть шестую.1 признать утратившей силу;
3) часть вторую.1 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"2.1. Изменение территориальной подсудности уголовных дел, подсудных окружным (флотским) военным судам в соответствии с пунктами 2-4 части шестой статьи 31 настоящего Кодекса, не допускается.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.