Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 373080-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате) Банк России обязан оказывать содействие деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) и предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций. Сотрудники Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны (часть 7 статьи 36 Закона о Счетной палате).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "Об акционерных обществах", устанавливающие корреспондирующие полномочия Банка России.
Реализация предлагаемых норм позволит Банку России передавать Счетной палате сведения, получаемые от организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества. Предоставление информации будет осуществляться Банком России с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих конфиденциальность информации, путем предоставления доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг" акционерные общества обязаны раскрывать информацию, связанную с выпуском ценных бумаг, регистрацией проспекта ценных бумаг, сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента и (или) на принятие решения о приобретении или об отчуждении ценных бумаг эмитента любым заинтересованным лицом (существенные факты), информацию о совершенных сделках, в том числе крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность и т.п.
При этом вопрос о необходимости получения согласия участников корпоративных отношений на обработку их персональных данных, подлежащих обязательному раскрытию, решается Федеральным законом "О персональных данных", согласно положениями статьи 6 которого обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. На практике члены органов управления акционерного общества также дают письменное согласие Обществу на обработку их персональных данных при их избрании (назначении).
Вместе с тем, начиная с 2018 года в законодательство последовательно вводятся изменения, позволяющие отдельным эмитентам не раскрывать или частично нераскрывать в публичной плоскости обязательную для раскрытия в соответствии с корпоративным законодательством информацию.
Это связано с введением иностранными государствами мер ограничительного характера и имеет целью защиту конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества.
При этом в случае неопубликования выше обозначенной информации, в соответствии с требованиями законодательства эмитенты направляют ее в Банк России. Таким образом, Банк России становится единственным держателем полной корпоративной информации в рамках исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.
Вместе с тем, необходимость получения Счетной палатой соответствующих сведений обусловлена реализацией полномочий по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) в отношении хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах (часть 1 статьи 15 Закона о Счетной палате), которыми Счетная палата была наделена в 2020 году.
В этой связи важное значение имеет возможность получения Счетной палатой полной информации об объектах контроля на этапах планирования и подготовки контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При этом информацию от объектов аудита (контроля) в рамках статьи 25 Закона о Счетной палате Счетная палата получает в ходе проведения проверок.
Вышеуказанная корпоративная информация необходима для контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении государственных корпораций, государственных компаний и их организаций, которые на ежегодной основе включаются в План работы Счетной палаты, в том числе по поручениям Президента Российской Федерации.
В условиях усилившегося санкционного давления и принятых в связи с этим дополнительных мер по ограничению раскрытия информации непредставление запрошенной у Банка России информации существенно ограничивает возможности планирования и проведения таких проверок Счетной палаты, оставляя деятельность этих организаций вне зоны контроля государственных органов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.