Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 373795-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Территориальная юрисдикция окружных (флотских) военных судов распространяется на территории всех субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ.
В соответствии с частью шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) рассмотрение дел о преступлениях, совершение которых сопряжено с осуществлением террористической деятельности, отнесено к подсудности 1-го Восточного, 2-го Западного, Центрального и Южного окружных военных судов.
В ранее действовавших редакциях части шестой.1 статьи 31 УПК РФ (в редакциях Федеральных законов от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ, от 6 июля 2016 года N 375-Ф3, от 7 июня 2017 года N 115-ФЗ) рассмотрение дел данной категории относилось к подсудности:
с 1 января 2015 года - Московского и Северо-Кавказского окружных военных судов (в настоящее время - 2-й Западный и Южный окружные военные суды);
с 20 июля 2016 года - Приволжского окружного военного суда (в настоящее время - судебное присутствие Центрального окружного военного суда);
с 7 июня 2017 года - Дальневосточного окружного военного суда (в настоящее время - 1-й Восточный окружной военный суд).
Отнесение к подсудности Приволжского и Дальневосточного окружных военных судов дел террористической направленности, ранее отнесенных к подсудности Московского окружного военного суда, было обусловлено значительным увеличением нагрузки на судей по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции.
За период, прошедший с момента последних изменений, внесенных в часть шестую.1 статьи 31 УПК РФ, рост количества рассмотренных окружными военными судами уголовных дел указанной категории продолжился.
Так, 1-м Восточным, 2-м Западным, Центральным и Южным окружными военными судами рассмотрено уголовных дел террористической направленности:
в 2018 году - 275 уголовных дел в отношении 375 лиц;
в 2019 году - 337 уголовных дел в отношении 469 лиц;
в 2020 году - 414 уголовных дел в отношении 487 лиц;
в 2021 году - 505 уголовных дел в отношении 587 лиц;
в 2022 году - 612 уголовных дел в отношении 687 лиц.
При этом значительное количество уголовных дел 1-м Восточным и 2-м Западным окружными военными судами рассматривается в выездных судебных заседаниях на территориях субъектов Российской Федерации, на которые распространяется юрисдикция других окружных военных судов.
За период с 2020 по 2022 год 2-м Западным окружным военным судом рассмотрено 592 дела, из которых на территориях, подведомственных:
1-му Западному окружному военному суду, - 72 дела;
Балтийскому флотскому военному суду, - 26 дел;
Северному флотскому военному суду, -41 дело;
Южному окружному военному суду, - 11 дел;
Центральному и 2-му Восточному окружным военным судам, - по 1 делу.
За аналогичный период 1-м Восточным окружным военным судом рассмотрено 286 дел, из которых на территориях, подведомственных:
Тихоокеанскому флотскому военному суду, - 43 дела;
2-му Восточному окружному военному суду, - 177 дел;
Южному окружному военному суду, - 2 дела;
Центральному, 1-му Западному, 2-му Западному окружным военным судам, - по 1 делу.
Таким образом, за указанный период на территориях субъектов Российской Федерации, на которые распространяется юрисдикция других окружных военных судов, рассмотрено:
1-м Восточным окружным военным судом - 225 из 286 дел, что составляет 78,7%;
2-м Западным окружным военным судом - 152 из 592 дел, что составляет 25,7%.
На рассмотрение уголовных дел вне места постоянной дислокации в этот период затрачено:
судьями 2-го Западного окружного военного суда - 712 дней;
судьями 1-го Восточного окружного военного суда - 962 дня.
Рассмотрение названными окружными военными судами уголовных дел на территориях субъектов Российской Федерации, на которые распространяется юрисдикция других окружных (флотских) военных судов, повлекло значительные финансовые расходы.
Размер финансовых расходов на проезд и проживание судей, а также иных расходов организационного характера в указанный период составил 48 537 075 рублей (2-й Западный окружной военный суд) и 73 866 745 рублей (1-й Восточный окружной военный суд).
Эти расходы связаны в том числе с отсутствием прямого сообщения с городом Хабаровском отдельных городов и районов, отнесенных к юрисдикции 2-го Восточного окружного военного суда, в связи с чем судьи 1-го Восточного окружного военного суда вынуждены следовать для рассмотрения уголовных дел через город Москву.
Организационные проблемы обеспечения проведения судебных заседаний при рассмотрении дел названной категории обусловлены необходимостью:
транспортировки многотомных уголовных дел;
ознакомления участников судебных заседаний, прежде всего осужденных, с материалами уголовных дел при их содержании под стражей в населенных пунктах, удаленных от городов Москвы и Хабаровска;
вручения объемных протоколов судебного заседания (свыше трех томов) и копий их переводов на язык, которым владеет осужденный, организации прослушивания осужденными аудиозаписей судебных заседаний.
В целях более оптимального использования рабочего времени судей и сокращения командировочных расходов предлагается возложить рассмотрение дел о преступлениях, совершение которых сопряжено с осуществлением террористической деятельности, на все окружные и флотские военные суды в соответствии с их юрисдикцией.
Принятие такого решения позволит оптимизировать судебную нагрузку на судей, сократить сроки рассмотрения дел данной категории и сократит бюджетные средства на командировочные расходы.
Поскольку предлагается исключение специальной юрисдикции 1-го Западного, Южного, Центрального, 1-го Восточного окружных военных судов, рассматривающих уголовные дела, указанные в пунктах 2-4 части шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, потребуется признание утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием настоящего законопроекта, может быть осуществлено за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
В результате принятия настоящего Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" потребуется внесение корреспондирующего изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Поскольку предлагается исключение специальной юрисдикции 1-го Западного, Южного, Центрального, 1-го Восточного окружных военных судов, рассматривающих уголовные дела, указанные в пунктах 2-4 части шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо признать утратившим силу пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.