Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 374727-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
26 апреля 2022 года проведено заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта по вопросам "О дальнейшем развитии массового спорта", в ходе которого обсуждались в том числе предложения по дальнейшему развитию и обеспечению широкой доступности массового спорта, привлечению к систематическому занятию физической культурой и спортом работающих граждан, экономически активного населения. Особое внимание в ходе указанного заседания было уделено вопросам необходимости уточнения понятийного аппарата в части массового спорта, корпоративного спорта и любительского спорта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпунктов "а" и "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 июня 2022 г. N Пр-1005, данных по итогам вышеуказанного заседания Совета (далее - перечень поручений N Пр-1005), и направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере массового спорта (включая уточнение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанной сфере, корректировку понятия "массовый спорт", положений, касающихся развития корпоративного спорта, введения понятий "любительский спорт" и "любительская спортивная лига"), а также уточнение полномочий по организации и проведению всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе за пределами Российской Федерации.
В целях исполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений N Пр-1005 законопроектом уточняются предусмотренные Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте) понятия "массовый спорт" и "корпоративный спорт", а также закрепляются понятия "любительский спорт" и "любительская спортивная лига". При этом корректировка понятия "массовый спорт" обусловлена необходимостью учета всех граждан, которые систематически занимаются, в том числе самостоятельно, физической подготовкой, независимо от регулярности их участия в спортивных соревнованиях.
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом понятия сформированы с учетом анализа законодательства зарубежных стран и международных подходов. Так, согласно законопроекту:
любительский спорт - часть массового спорта, направленная на физическую подготовку граждан и их дальнейшее участие в спортивных соревнованиях, при условии, что участие в таких соревнованиях не направлено на получение систематического дохода и не является трудовой функцией участвующих в таких соревнованиях спортсменов, указанные соревнования не определены организатором спортивного соревнования как профессиональные спортивные соревнования, а спортсмены, участвующие в таких соревнованиях, на момент участия в них не включены в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и (или) спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации по соответствующим видам спорта, а также не являются на момент участия в них участниками профессиональных спортивных соревнований;
любительская спортивная лига - некоммерческая организация, созданная на основе членства, основными целями деятельности которой являются организация и (или) проведение спортивных мероприятий любительского спорта (любительских спортивных мероприятий).
Одновременно законопроектом устанавливаются особенности регулирования деятельности в области любительского спорта, в том числе право любительских спортивных лиг по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, региональными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта участвовать в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Наряду с правами любительских спортивных лиг законопроектом устанавливается право общероссийских спортивных федераций и региональных спортивных федераций организовывать и проводить любительские спортивные мероприятия.
В целях развития массового спорта, корпоративного спорта и любительского спорта законопроектом предлагается уточнить уже закрепленные Законом о спорте в данной сфере полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, а также полномочия Олимпийского комитета России.
Одной из целей данного уточнения является усиление роли субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта в развитии массового спорта. Так, в настоящее время, согласно положениям Закона о спорте, к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено содействие развитию массового спорта, а непосредственно развитие массового спорта осуществляется органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Законопроект данные положения корректирует, закрепляя полномочие субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта по развитию и обеспечению доступности массового спорта и полномочие органов местного самоуправления по содействию такому развитию и обеспечению доступности массового спорта.
Следует отметить, что необходимость повышения значения субъектов Российской Федерации в развитии массового спорта также обсуждалась и была поддержана в ходе проведенного в апреле заседания Совета при Президенте Российской Федерации. В этой связи данные нормы законопроекта являются существенными и обоснованными.
Также устанавливается полномочие Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России по содействию развитию среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья спорта высших достижений, профессионального спорта, массового спорта (включая корпоративный спорт, любительский спорт).
Кроме того, в рамках совершенствования положений, касающихся развития корпоративного спорта, законопроект расширяет установленный в статье 5 Закона о спорте перечень субъектов физической культуры и спорта, дополняя его Ассоциацией развития корпоративного спорта, которой является созданная на основе членства некоммерческая организация, участвующая в развитии корпоративного спорта в Российской Федерации, в том числе осуществляющая координацию деятельности по созданию и развитию физкультурно-спортивных клубов по месту работы, а также по организации и проведению физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий корпоративного спорта.
Также в целях стимулирования системы развития корпоративного спорта и решения задач по вовлечению работающего населения в занятия физической культурой и спортом законопроектом закрепляется право работодателей содействовать развитию физкультурно-спортивных клубов по месту работы, а также участию работников в физкультурных мероприятиях и (или) спортивных мероприятиях в целях вовлечения работников в систематические занятия физической культурой и спортом и формирования у них потребности в ведении здорового образа жизни.
Положения законопроекта в части совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере массового спорта, корпоративного спорта и любительского спорта призваны обеспечить достижение установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" целевого показателя в части увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.
В рамках исполнения подпункта "б" пункта 1 перечня поручений N Пр-1005 законопроектом уточняются полномочия Российской Федерации и общероссийских спортивных федераций по организации и проведению межрегиональных, всероссийских и международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. В частности, закрепляется компетенция Российской Федерации и право общероссийских спортивных федераций по проведению указанных мероприятий, в том числе за пределами Российской Федерации.
Необходимость указанных положений законопроекта обусловлена сложившейся геополитической ситуацией, связанной с санкционным давлением и международной изоляцией в спорте, в условиях которой к российским спортсменам со стороны международных спортивных федераций применяются ограничения по допуску к участию в организуемых ими международных спортивных соревнованиях. Устанавливаемая законопроектом возможность организации и проведения Российской Федерацией и общероссийскими спортивными федерациями официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий за пределами Российской Федерации позволит компенсировать недостаток международной соревновательной деятельности и будет способствовать поддержанию спортивного мастерства российских спортсменов.
В этих же целях законопроектом устанавливается возможность осуществления Олимпийским комитетом России организации и участия в организации, в том числе финансировании, официальных физкультурных мероприятий и официальных спортивных мероприятий на территории Российской Федерации и за ее пределами. При этом устанавливается право Олимпийского комитета России осуществлять финансовое обеспечение участия иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов и/или команд иностранных граждан в официальных физкультурных мероприятиях и официальных спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Аналогичную норму также предлагается закрепить в отношении Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России в части официальных физкультурных мероприятий и официальных спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья соответственно.
Законопроект не содержит новых требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не повлекут необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.