Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 375852-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Концепцией представленного проекта федерального закона является защита имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов от рисков утраты либо повреждения имущества в результате террористических актов или диверсий.
Законопроектом предлагается определить объекты страхования террористических рисков в имущественном страховании и дополнить закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" нормой о том, что правила добровольного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества) должны включать страхование от террористических рисков или диверсии.
В период проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине уровень террористических угроз многократно возрос. Вследствие принятых компетентными органами мер в 2022 году на стадии подготовки предотвращено 123 преступления террористической направленности, в числе которых 64 теракта. Также удалось пресечь деятельность 68 ячеек международных террористических организаций, действовавших на территории страны.
При этом, с учетом текущей ситуации, в некоторых субъектах РФ, в том числе недавно принятых в состав Российской Федерации, имеются повышенные вероятности совершения преступлений террористической направленности. Учитывая, что Российская Федерация является социальным государством, то именно на государство ложится обязанность защиты своих граждан и возмещения им ущерба, причиненного преступлениями террористической направленности.
Предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на минимизацию и ликвидацию последствий проявления терроризма, не позволяют на практике в полной мере возместить имущественный ущерб от преступлений террористической направленности, а также создают повышенную нагрузку на бюджет.
Так, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления (пункты 7 и 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта (пункт 1 ст. 18 Закона N 35-ФЗ).
Между тем, Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928, далее - Правила) не предусматривают полного возмещения ущерба, причиненного преступлениями террористической направленности.
Подпункт "г" пункта 5 Правил предусматривает оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества:
гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество -100 тыс. рублей на человека);
юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированным в установленном порядке (из расчета за частично утраченное имущество - до 200 тыс. рублей на каждое юридическое лицо и на каждого гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированного в установленном порядке, за полностью утраченное имущество - до 400 тыс. рублей на каждое юридическое лицо и на каждого гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированного в установленном порядке).
При этом очевидно, что в нынешней ситуации указанных мер поддержки государства явно недостаточно.
Также согласно 1.1. ст. 18 Закона N 35 возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.
На практике не представляется возможным полностью или в значительной степени возместить вред за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.
Таким образом, с учетом риска террористических угроз и их характера, обусловленного текущими событиями, необходимо принять меры, направленные на максимальное возмещение вреда, причиненного преступлениями террористической направленности. Согласно мировому опыту одним из основных инструментов решения проблемы возмещения ущерба, причиненного преступлениями террористической направленности, является страхование террористических рисков.
Финансово-экономическое обоснование "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.