Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 377188-8 "О внесении изменения в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Вопросы трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируются главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1).
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьёй 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьями 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве основной государственной компенсации предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1.
Все работодатели, несмотря на их финансовое состояние, обязаны выплачивать работникам районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате в размере не ниже установленного федеральным законодательством.
Поскольку процентная надбавка и районный коэффициент являются частью заработной платы работника, в том числе и отпускных выплат, они облагаются налогом на доходы физических лиц и обязательными страховыми взносами так же, как и остальные части заработной платы.
Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации все работодатели периодически обязаны оплачивать своим работникам стоимость проезда к месту отдыха и обратно (статья 325 ТК РФ); предоставлять работникам дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (статья 321 ТК РФ); выплачивать работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (статья 81 ТК РФ), выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняемый за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия) (статья 318 ТК РФ).
Осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сопровождается суровыми климатическими условиями, сложной транспортной логистикой, неразвитой инфраструктурой, что ведёт к дополнительным издержкам ведения бизнеса. Разница заключается также и в том, что бизнесмен, работающий в регионах Севера, развивается в ещё более непростых условиях, чем, скажем, его коллега в Костроме или Ярославле, где северных льгот нет. Речь идёт об оплате дороги к месту отдыха и обратно, предоставлении ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, а также о сокращённой рабочей неделе для женщин. Суммы расходов на выплату районного коэффициента также относятся к расходам на оплату труда в полном размере и никак не компенсируются. Бизнес на Севере неконкурентоспособен.
Такая налоговая нагрузка на организации, в том числе относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, отрицательно сказывается на возможности их развития в сложных условиях Крайнего Севера. В сложившейся экономической ситуации представляется целесообразным изменение подхода действующего нормативного правового регулирования в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предлагаем внести изменение в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления нормы, согласно которой для плательщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматривается освобождение от обложения страховыми взносами сумм начисленных районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также сумм, выплачиваемых работнику в связи с предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона предположительно повлечёт выпадающие доходы бюджетов внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.
По прогнозным данным сумма выпадающих доходов при реализации законопроекта на территории Ненецкого автономного округа составит 902,98 млн рублей в год. Объём выпадающих доходов рассчитан исходя из:
1 177 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в Ненецком автономном округе, и 6 437 человек, трудоустроенных в секторе малого и среднего бизнеса;
средней заработной платы в регионе в размере 104,0 тыс. рублей (по данным Росстата на 01.01.2023 г.);
страховых взносов в части выплат, не превышающих минимальный размер оплаты труда, в размере 30,2%;
страховых взносов в части выплат, превышающих минимальный размер оплаты труда, в размере 15%;
дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 24 календарных дней на основании статьи 321 Трудового кодекса Российской Федерации;
минимального размера оплаты труда в сумме 37 356,6 рублей (с учётом районного коэффициента - 1,5 на основании Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и процентной надбавки - 80% на основании Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера").
Оценку объёма выпадающих доходов в целом от реализации законопроекта произвести не представляется возможным в виду отсутствия расчётных данных по другим субъектам Российской Федерации, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Вместе с тем, в результате применения предусмотренных законопроектом льгот ожидается увеличение количества предпринимателей, использующих труд наёмных работников, что приведёт к увеличению количества рабочих мест и трудоустроенных граждан и, как следствие, к росту налогооблагаемой базы и доходов бюджетов бюджетной системы и внебюджетных фондов Российской Федерации.
В итоге выпадающие доходы бюджетов будут нивелированы ростом количества субъектов малого и среднего предпринимательства, снижением безработицы, расширением производства и развитием инфраструктуры регионов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечёт за собой необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.