Досье на проект федерального закона
По представленному на предварительную правовую экспертизу проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", подготовленный Вами и депутатами Государственной Думы Синельщиковым Ю.П., Казанковым С.И. к внесению в Государственную Думу (далее - проект), сообщаем следующее.
Проектом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей 352.1, предусматривающей ответственность за направление в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий в зону боевых действий военнослужащих, не прошедших необходимую подготовку и (или) не обеспеченных необходимой экипировкой, вооружением и (или) иными необходимыми для ведения боевых действий материальными ресурсами в ходе боевых действий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "статьей 352.1" следует читать "статьей 352.2"
Однако проект не соответствует конституционному требованию ясности, четкости, определенности и недвусмысленности правовых норм, поскольку проектом не раскрывается, что входит в понятие необходимой экипировки, вооружения, и какими материальными ресурсами необходимо обеспечить военнослужащих, направляемых в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий в зону боевых действий (см., например, Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"), Также проект не раскрывает понятия "необходимой подготовки", которую должны пройти военнослужащие перед направлением в зону боевых действий, при этом, например, военной подготовкой в соответствии со статьями 20 и 20.2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" является обучение по программам военной подготовки в военных учебных центрах и в военных образовательных организациях высшего образования.
Кроме того, проектом не определен субъектный состав, поскольку направление военнослужащих в зону боевых действий относится к полномочиям одних должностных лиц, а обеспечение необходимой экипировкой, вооружением и (или) иными необходимыми для ведения боевых действий материальными ресурсами - других.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что недопустимо издание федерального закона, не соответствующего конституционному требованию определенности, ясности, четкости и недвусмысленности правовой нормы, несоблюдение которого грозит риском произвольного правоприменения, ослабляющего гарантии защиты конституционных прав и свобод (см., например, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 29-П, от 2 июня 2015 г. N 12-П).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.