Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 377391-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В силу того, что многие иностранные автопроизводители сокращают или прекращают поставки новых автомобилей и запасных частей на рынок Российской Федерации, прогнозируется, что рынок продаж новых автомобилей существенно сократится в натуральном и денежном выражении.
Единственный рынок продаж автомобилей, которого международные санкции коснутся наименьшим образом, это рынок продаж автомобилей с пробегом. Объем рынка продаж новых автомобилей в 2021 году составил 1 666 780 млн. ед., а рынок продаж подержанных автомобилей - 6 503 573 млн. ед. Зачастую, при первоначальном приобретении автомобиля, автовладелец рассматривает автомобиль как средство платежа при последующей покупке автомобиля с пробегом. При этом рынок продаж автомобилей с пробегом прозрачен только на 15% (процент участия официальных дилеров).
В настоящее время, если дилер покупает автомобиль у физического лица, он не может ее продать другому юридическому лицу по реальной цене. Второе юридическое лицо обязано заплатить НДС с полной стоимости машины, а вычет НДС может заявить только с разницы между ценами приобретения и продажи первым юридическим лицом (дилером, выкупившим автомобиль у физического лица). Такие сделки в настоящее время не заключаются или заключаются крайне редко, и не оказывают существенного влияния на формирование налогооблагаемой базы как по НДС так и по налогу на прибыль.
Таким образом, несовершенство налогового законодательства создает дополнительные препятствия в сегменте СВВС-сделок (client to business to business to client) для подержанных автомобилей. Существует огромная потребность межрегионального распределения машин, связанная с разным уровнем спроса и разными ценами в различных регионах. Данное перераспределение невозможно по цепочке СС (client to client), так как частным автовладельцам неудобно продавать свою машину в другой город. Оно также затруднено на рынке СВС (client to business to client), поскольку лишь малое количество компаний имеют межрегиональные сети и могут перераспределять запас внутри своей сети. Наиболее удобно такое перераспределение производится по цепочке СВВС, когда одна компания перепродает машину другой компании в другой город, однако НДС с полной суммы не позволяет это делать эффективно и открыто. "Белые" компании применяют неудобные агентские схемы, а "серые" уходят от налогов.
Данное обстоятельство приводит к фактическому уходу автомобильных дилеров с вторичного рынка продаж автомобилей в связи с отсутствием экономической целесообразности, либо использованию схем с посредником - физическим лицом, что, в свою очередь, влияет на собираемость налога на добавленную стоимость и пополняемость бюджета.
Пункт 5.1 ст. 154 Налогового кодекса РФ, касающийся реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи, был введен Федеральным законом от 04.12.2008 N 251-ФЗ и начал действовать с 1 апреля 2009 года. Согласно данному пункту при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между продажной ценой с учетом НДС и покупной ценой. После введения в Налоговый Кодекс п. 5.1 ст. 154 на рынке продаж автомобилей с пробегом за период с 2013 по 2019 года был отмечен существенный рост доли дилеров, а именно, более чем в 5 раз, при отсутствии роста рынка.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в 2008 году, поддерживая законопроект об изменении порядка налогообложения НДС по сделкам с участием физических лиц, признал целесообразность и актуальность таких изменений в связи с существенным ограничением схемы "трейд-ин" и, как следствие, потерей бюджетом средств, которые могли быть уплачены. Кроме того, было признано наличие повторного взимания НДС при перепродаже одного и того же автомобиля: первый раз при покупке владельцем нового автомобиля у дилера и второй раз при последующей официальной перепродаже уже подержанного автомобиля через дилера.
Неоспоримым дополнительным преимуществом продаж автомобилей по схеме "трейд-ин" через официальных дилеров является и приведение автомобилей в соответствие с экологическими нормами и нормами безопасности, так как дилеры проводят обязательное техническое обслуживание и предпродажную подготовку при перепродаже. Кроме того, своевременное техническое обслуживайте повышает безопасность на дорогах.
Все вышеизложенные аргументы применимы и к предлагаемым изменениям в ст. 154 Налогового кодекса РФ. Действие нормы необходимо распространить на всех участников многостадийного процесса перепродажи автомобилей.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Налоговый кодекс повлечет за собой рост доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Продажа автомобилей с пробегом в официальном секторе позволит дилерам:
- избежать сокращения персонала в связи с ограничениями продаж новых автомобилей в результате введенных санкций;
- приведет к дополнительному привлечению персонала, осуществляющего такую продажу, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ;
- позволит официальным дилерам работать эффективно, легализовать рынок продаж автомобилей с пробегом, сделав его прозрачным;
- даст дополнительные гарантии покупателям, поскольку юридические лица несут ответственность по Закону о защите прав потребителей.
Предлагаемые изменения позволят распространить специальный порядок определения налоговой базы для НДС на сделки, связанные с реализацией приобретенных автомобилей у юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для перепродажи.
Изменение налоговой базы по НДС сможет существенно увеличить поступление налогов в бюджет (данные приведены в финансово-экономическом обосновании).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" повлечет увеличение поступления НДС в бюджет.
На рынке продаж автомобилей с пробегом (АСП) за период с 2013 по 2019 года был отмечен существенный рост доли дилеров, а именно, более чем в 5 раз, при отсутствии роста рынка. Причины роста - внесение изменений в Налоговый Кодекс п. 5.1 ст. 154 о межценовом НДС при покупке а/м у физических лиц. (см таблицу N 1)
Таблица N 1
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Рынок АСП (РФ) шт. |
|
3 500 000 |
4 100 000 |
4 900 000 |
5 550 000 |
5 750 000 |
Доля всех дилеров в продажах АСП |
нет информации |
3% |
||||
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Рынок АСП (РФ) шт. |
6 100 000 |
4 900 000 |
5 190 000 |
5 300 000 |
5 400 752 |
5 396 421 |
Доля всех дилеров в продажах АСП |
6% |
8% |
11% |
13% |
14% |
16% |
На сегодняшний день только 16% продаж АСП проходит через дилерскую сеть, однако после принятия предлагаемых изменений ожидается рост доли дилеров до -30-35%.
В Таблице N 2 представлен расчет налоговых отчислений при средней доходность дилера на 1 а/м - 87 000 рублей.
При этом, дополнительные налоговые отчисления включают в себя только Налог на добавленную стоимость и не учитывают рост Налога на прибыль, налогов и взносов, связанных с оплатой труда сотрудников.
В случае принятия предлагаемых изменений из "серой зоны" рынка выйдут следующие направления бизнеса:
- компании - не плательщики НДС, покупающие у дилеров новые а/м и которые потенциально в будущем могут сдать эти а/м в трейд-ин
- Аукционы В2В
- Транспортные средства в виде имущества банкротов-частных лиц, конфискованные банками
- Региональные дилеры, имеющие сложности с продажей автомобилей премиального сегмента
По экспертным оценкам данные направления бизнеса составляют 1% от общего количества продаж автомобилей с пробегом, и работа с ними в официальном секторе добавит порядка 800 млн рублей в год налоговых начислений.
Предложения подразумевают применение п. 5.1 ст. 154 НК РФ к сделкам по приобретению автомобилей не только у физических лиц, но и у лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, а также у лиц, приобретших автомобили у лиц, ранее применивших п. 5.1 ст. 154 НК РФ, т.е. на так называемом "втором и последующих звеньях" продажи автомобилей. Также, предлагается предусмотреть отсутствие налогового вычета по НДС в части приобретенных автомобилей, если при их продаже был применен п. 5.1 ст. 154 НК РФ. Таким образом, при продаже подержанных автомобилей на каждом последующем "звене" НДС будет начисляться, но приниматься к вычету входящий НДС не будет.
В настоящее время, в связи с отсутствием возможности применения п. 5.1 ст. 154 НК РФ на втором и последующих звеньях продажи подержанных автомобилей, официальные дилеры и организации, профессионально занимающиеся продажей подержанных автомобилей, не принимают в оборот автомобили от организаций, которые ранее приобрели эти автомобили у физических лиц. Это негативно сказывается на официальных продажах вторичного рынка и, соответственно, существенно увеличивает теневой рынок, что как раз и является источником выпадающих налогов.
Принятие предлагаемых изменений не приведет к существенному увеличению общехозяйственных расходов, а, соответственно, и суммы налога по ним и аналогичным затратам, связанным с приобретением и реализацией указанных автомобилей. Более того, увеличение количества продаваемых автомобилей с пробегом может привести только к увеличению количества персонала, осуществляющего эту продажу, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ.
Относительно документального оформления принадлежности автомобилей физическим лицам, как и в настоящее время, имеется договор купли-продажи автомобиля с пробегом, заключаемый между физическим лицом и Дилером (Покупатель). Дальнейшее отслеживание возможно организовать посредством введения отдельного кода вида операций, а также включить данный вид товара в список товаров, подлежащих отслеживанию.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, внесения изменений, дополнений, признания утратившими силу, приостановления актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.