Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 377569-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью реализации прав жителей новых российских регионов на осуществление государственной регистрации принадлежащих им транспортных средств, которые неправомерно и необоснованно выставляются украинской стороной в международный розыск. В настоящее время совершение регистрационных действий с такими транспортными средствами прямо запрещено положениями Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о регистрации транспортных средств).
С учетом полномочий органов внутренних дел по осуществлению международного розыска транспортных средств предлагается законодательно закрепить возможность установления регистрирующим органом особенностей проведения регистрационных действий в отношении указанных транспортных средств.
В целях обеспечения реализации правоохранительными органами своих полномочий по обеспечению общественной безопасности законопроектом предлагается наделить регистрирующий орган правом определять особенности совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств, используемых для осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Законопроектом вводится процедура прекращения регистрации по заявлению владельца похищенного и находящегося в розыске транспортного средства, что позволит исключить необходимость предоставления им в различные инстанции (работодателю, налоговым органам) сведений о фактическом отсутствии у него автомобиля.
В настоящее время законодательно определено, что прекратить государственный учет проданного транспортного средства прежний владелец может лишь по истечении десяти дней с момента его продажи. В условиях повсеместного развития средств автоматической фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения это вызывает справедливые нарекания граждан, продавших свои транспортные средства и вынужденных в дальнейшем проходить процедуры обжалования выписанных на их имя штрафов за данный период времени, поскольку новые владельцы еще не зарегистрировали их на себя.
Вместе с тем, владелец транспортного средства в соответствии с Федеральным законом о регистрации транспортных средств имеет право прекратить учет своего транспортного средства в любое время без указания причин, что позволяет недобросовестным гражданам эксплуатировать неидентифицируемые с помощью средств фото- и видеофиксации в отношении их транспортные средства, уходя тем самым от административной ответственности за многократно совершаемые административные правонарушения, и становиться в последствии участниками дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями.
В целях защиты прав прежних владельцев транспортных средств, повышения безопасности дорожного движения и обеспечения полноты и актуальности государственного реестра транспортных средств законопроектом предлагается оптимизировать процедуры прекращения учета транспортных средств. Для этого прежнему владельцу предоставляется право подачи заявления о прекращении учета транспортного средства в регистрационное подразделение Госавтоинспекции сразу же после совершения сделки по отчуждению транспортного средства с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) или при ее нотариальном удостоверении. Это позволит избавить прежних владельцев транспортных средств от необходимости обжалования вынесенных в отношении их постановлений за совершенные новым владельцем нарушений Правил дорожного движения и при этом обеспечить полноценную идентификацию транспортного средства до оформления его новым собственником.
Процедуру прекращения регистрации предлагается также распространить на специализированные организации, выкупающие автомобили в целях их дальнейшей перепродажи.
Законопроектом вводится обязательность осмотра транспортного средства, государственный регистрационный учет которого ранее был прекращен, в случае подачи его владельцем заявления на возобновление учета. Также осмотр предлагается проводить при первичном получении идентифицирующих документов в отношении транспортных средств, не состоящих на государственном регистрационном учете или имеющих документы, выданные до 1993 года.
Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) установлена обязанность владельца транспортного средства застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц при использовании транспортного средства. Исполнить такую обязанность владелец транспортного средства должен до совершения регистрационных действий по смене владельца, но не позднее чем через десять дней с момента возникновении права владения транспортным средством. Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) в настоящее время установлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность. При этом государственный учет не налагает на владельца транспортного средства обязанности использования его путем участия в дорожном движении. Зарегистрировав транспортное средство, он может длительное время не пользоваться им. Одновременно необходимо отметить, что ответственность за несоблюдение требований законодательства об обязательном страховании владельцев транспортных средств предусмотрена исключительно в случае выявления указанного нарушения при надзоре за дорожным движением нарушения.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить полис ОСАГО из перечня документов, предъявление которых является обязательным для совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, а также внести изменения в Закон об ОСАГО и в Закон о безопасности дорожного движения, исключающие обязанность заключения договора ОСАГО до совершения регистрационных действий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Внесение проектируемых изменений не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и увеличения штатной численности органов внутренних дел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановления Правительства Российской Федерации, вносящего изменения в Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
2) приказа МВД России, вносящего изменения в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств;
3) приказа МВД России, определяющего особенности совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств, находящихся в международном розыске.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.