Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан на основании предложения правоприменителей в целях совершенствования положений законодательства о семеноводстве.
При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений специалистами уполномоченных органов государственной власти выявляются факты использования для высева семян, не прошедших проверку сортовых и посевных качеств, некондиционных семян, семян низких репродукций.
За указанные нарушения ст. 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ст. 10.12 КоАП РФ составляет 2 месяца с момента совершения правонарушения.
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, количество лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 10.12 КоАП РФ, составило: в 2018 г. - 181; в 2019 г. - 170; в 2020 г. - 91; в 2021 г. - 194.
Ввиду того, что Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" строго регламентирован перечень оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, уполномоченным органам затруднительно без согласования с органами прокуратуры и наличия необходимых сведений в кратчайшие сроки организовать проведение проверки с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
В связи с этим складывается ситуация, когда за высев несортовых, некондиционных или непроверенных семян привлечь контролируемое лицо к административной ответственности невозможно по причине истечения срока давности, или хозяйство один раз в несколько лет привлекается к ответственности в виде минимального размера административного штрафа или предупреждения, что для большинства хозяйствующих субъектов является более приемлемым, чем ежегодно оплачивать исследования по определению сортовых и посевных качеств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.07.2021 N 994 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений" все объекты, подлежащие федеральному государственному контролю в области семеноводства, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска.
Постановлением определена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в зависимости от присвоенной категории риска:
- в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 2 года;
- в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории среднего риска, - один раз в 3 года;
- в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории низкого риска, проверки не проводятся.
Проведение контроля в отношении организаций, отнесенных к низкой категории риска, сводится к минимуму. При этом, как показывает практика, наиболее часто нарушения обязательных требований допускаются именно организациями, являющимися субъектами малого бизнеса.
Исследования по определению сортовых и посевных качеств каждой партии семян проводятся в лаборатории, имеющей соответствующую аккредитацию, за счет средств собственника. Примерная стоимость проведения апробации одного сорта составляет от 2500 рублей.
Стоимость проведения исследований на определение посевных качеств семенного материала для оформления протокола испытаний для озимой пшеницы составляет от 1000 рублей, для ячменя ярового - от 1500 рублей. Таким образом, на оформление документов, подтверждающих сортовые и посевные качества, организация, выращивающая минимальный набор культур, затрачивает примерно 7500 рублей в год (что значительно выше административного штрафа, предусмотренного статьей 10.12 КоАП РФ).
Похожая ситуация складывается при производстве и реализации посадочного материала гражданами.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами государственной власти в периоды весенней и осенней реализации, показывают, что граждане на стихийных рынках реализуют посадочный материал неизвестного происхождения, не прошедший проверку сортовых и посадочных качеств,.
Зачастую это связано с тем, что граждане стараются вырастить и предложить к реализации как можно большее количество культур и сортов, при этом каждая партия посадочного материала имеет небольшой объем. Это делает несопоставимыми затраты на проведение исследований и оформление соответствующих документов и увеличивает стоимость саженцев на рынке.
Сведение к минимуму контроля и низкий размер административных штрафов, предусмотренный статьей 10.12 КоАЛ РФ, способствует отсутствию у сельхозтоваропроизводителей и граждан мотивации к обязательному соблюдению законодательства в области сельскохозяйственных растений.
Вместе с тем указанные правонарушения приводят к увеличению засорения посевов и поражению растений вредителями, негативно сказываются на величине валового сбора и качестве урожая, увеличивают себестоимость выращенной продукции, тем самым снижая ее конкурентоспособность на внутреннем и на внешнем рынках.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами законопроектом предлагается увеличить размеры административных штрафов за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений: для граждан - от девятисот до одной тысячи пятисот рублей (в настоящее время штраф налагается в размере от трехсот до пятисот рублей), для должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей (в настоящее время штраф налагается в размере от пятисот до одной тысячи рублей), для юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (в настоящее время штраф налагается в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).
Внесение указанных изменений, по мнению правоприменителей, будет способствовать снижению количества правонарушений, предусмотренных статьей 10.12 КоАП РФ.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.