Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 378356-8 "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания правовых условий равного участия медицинских работников с иным образованием при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совместно с врачами-специалистами.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
При этом статьей 69 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста.
Таким образом, медицинским работником может являться физическое лицо, имеющее как медицинское, так и иное образование, исполняющее трудовые (должностные) обязанности в медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее остро актуальность данного законопроекта выражена в сфере медицинской реабилитации.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" медицинская реабилитация осуществляется при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Таким образом, медицинская реабилитация на всех этапах осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной командой (далее - МДРК). В состав МДРК входят специалисты с иным образованием, которые могут участвовать в оказании медицинской помощи по профилю медицинской реабилитации при наличии соответствующего образования и аккредитации специалиста - это специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации, медицинский логопед. В настоящее время проект приказа по внесению указанных должностей в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников находится на разработке в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем согласно законодательству Российской Федерации медицинские работники с иным образованием не наделены правом на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
С учетом изложенного, нормой законопроекта медицинским работникам с иным образованием предоставляется право оказывать медицинскую помощь в случаях, установленных соответствующими порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Предлагаемые изменения не противоречат законодательству Российской Федерации в части доступа медицинских работников, профессиональная подготовка, которых не позволяет осуществлять оказание медицинской помощи в рамках выполнения ими трудовых функций к оказанию медицинской помощи.
Принятие законопроекта позволит разработать соответствующие профессиональные стандарты медицинской помощи и допуски к профессиональной деятельности медицинских работников по профилю "медицинская реабилитация".
Возросший уровень потребности в услугах, оказываемых в сфере реабилитации граждан, показала пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая выявила острую необходимость развития и совершенствования системы медицинской реабилитации.
Проведение специальной военной операции подтвердило тенденцию необходимости дальнейшего развития службы медицинской реабилитации, а также выявило принципиальное значение оказания психологической помощи участникам специальной военной операции в составе мультидисциплинарной реабилитационной команды.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация", разработанного в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в том числе в новых субъектах Российской Федерации, а также расширению применения инновационных технологий реабилитации и абилитации для участников специальной военной операции, что нашло отражение в Постановлении Государственной Думы от 8 декабря 2022 года N 2588-8 ГД "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32, 33 и 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.