Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 3 декабря 2022 г. N МД-П4-20773 в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 51-П "По делу о проверке конституционности примечания к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Постановление).
Постановлением примечание к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1), 45 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в нем содержится пробел, препятствующий привлечению к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в случае, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в организме водителя обнаруживаются входящие в состав лекарственных препаратов вещества, не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, но могущие ухудшать его внимание и реакцию, что при попытках его восполнения порождает риск неоднозначного истолкования и противоречивого применения данного примечания в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Согласно Постановлению федеральному законодателю надлежит - исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, - незамедлительно принять меры к устранению выявленного пробела и вызываемой им неопределенности примечания к статье 12.8 КоАП.
В соответствии с Постановлением, согласно Конституции Российской Федерации (статьи 2, 7, 18, 20 и 41) жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота о его сохранении и укреплении образует одну из первейших и основополагающих конституционных обязанностей государства, чья степень дискреции в выборе правовых средств, направленных на защиту этого блага, чрезвычайно высока. С учетом этого законодатель не может, запрещая управление транспортным средством лицу, находящемуся под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих его реакцию и внимание, не проявлять надлежащей заботы - особенно когда их употребление имело место в чрезмерных, явно превышающих медицинские цели, дозах о последствиях нарушения такого запрета, в том числе используя для соответствующих нужд законодательство об административных правонарушениях. Иначе его бездействие, создающее реальную угрозу для жизни и здоровья людей, означало бы уклонение государства от исполнения важнейшей обязанности, вытекающей из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и состоящей в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, и, по сути, вело бы к игнорированию этой обязанности.
С учетом того, что управление транспортными средствами в состоянии опьянения, чем бы, включая лекарственные препараты, оно ни было вызвано, чревато серьезными рисками для жизни и здоровья людей, а также для их имущества, находящегося под защитой статьи 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, оно объективно нуждается в эффективном противодействии, в том числе административно-деликтными средствами. В этой связи отсутствие в КоАП правила, допускающего привлечение к ответственности за управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, могущие ухудшать его реакцию и внимание, существенно осложняет полноценное обеспечение безопасности дорожного движения.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце третьем подпункта 4.2 описательной части Постановления указал, что примечание к статье 12.8 КоАП характеризуется признаками конституционно значимого пробела в регулировании отношений, касающихся применения административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, если таковое вызвано употреблением не алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ, а иных препаратов, в том числе лекарственных, вызывающих соответствующее состояние.
Также нельзя не принять во внимание и подпункт 4.1 описательной части Постановления, предполагающий идентичность (однопорядковость) признаков опьянения водителей при применении уголовных и административных санкций, поскольку норма, содержащаяся в пункте 2 примечаний к статье 264 "Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) и определяющая признаки лица, находящегося в состоянии опьянения, для целей применения статей 263, 264 и 264.1 УК, признает таковыми наличие в организме водителя не только этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, но и их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Исходя из изложенного, с учетом обозначенных предписаний Постановления законопроектом примечание к статье 12.8 КоАП излагается в новой редакции, которой устанавливается запрет на употребление аналогов наркотических средств и психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также предусматривающей, что установленная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП административная ответственность наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ, а равно в случае, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в организме этого лица обнаружились вещества (группы веществ), входящие в состав лекарственных препаратов, ухудшающие внимание и реакцию, но не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам либо новым потенциально опасным психоактивным веществам, одурманивающим веществам, и установлена совокупность клинических признаков опьянения, возникших вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Принятие законопроекта потребует переработки приказа Минздрава России N 93Зн от 18 декабря 2015 г. "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1259 "Об утверждении Перечня одурманивающих вещества".
Также будет необходима разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего Перечень входящих в состав лекарственных препаратов веществ (групп веществ), ухудшающие внимание и реакцию человека, но не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам либо новым потенциально опасным психоактивным веществам, одурманивающим веществам, наличие которых определяется у лица, проходящего медицинское освидетельствование в целях статьи 12.8 и части 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В названный Перечень могут быть включены вещества на основе анатомо-терапевтически-химической классификации (АТХ классификация), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, не относящиеся к наркотическим и психотропным веществам или их аналогам, такие, как:
- анестетики;
- противоэпилепческие препараты;
- противопаркинсонические препараты;
- снотворные и седативные средства.
В этой связи полагаем, что Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) будет содержать раздел, регламентирующий проведение данной процедуры с целью установления наличия или отсутствия состояния опьянения в результате фактов употребления иных вызывающих опьянение веществ.
В законопроекте установлен отложенный срок вступления в силу - 90 дней со дня его официального опубликования.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Внесение проектируемых изменений не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом не предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта способствует реализации указанных в Постановлении предписаний Конституционного Суда Российской Федерации, соблюдению принципов справедливости, правовой определенности, поддержания доверия граждан к действиям государства, государственной защиты прав и свобод, исключает возможность избыточного государственного принуждения в соответствующих случаях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребуется:
1. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего Перечень входящих в состав лекарственных препаратов веществ (групп веществ), ухудшающие внимание и реакцию человека, но не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам либо новым потенциально опасным психоактивным веществам, одурманивающим веществам, наличие которых определяется у лица, проходящего медицинское освидетельствование в целях статьи 12.8 и части 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минздрав России, соисполнитель - МВД России.
2. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1259 "Об утверждении Перечня одурманивающих вещества".
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минздрав России, соисполнитель - МВД России.
3. Разработка проекта приказа Минздрава России взамен утратившего силу приказа Минздрава России N 933н от 18 декабря 2015 г. "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)".
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минздрав России, соисполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.