Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 февраля 2023 г. N ММ-П10-2132 и пункта 5 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") по достижению национальной цели по улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 27 декабря 2021 г. N 14473п-П49 (далее - План).
В соответствии с вышеуказанным пунктом Плана необходимо обеспечить информационное взаимодействие кредитных организаций с органами опеки и попечительства полностью в электронном формате с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия для получения согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних.
В целях комплексного обеспечения информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства полностью в электронном формате законопроектом предлагаются изменения в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", которыми определяются порядок получения в электронной форме предварительного разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних (далее - предварительное разрешение), а также согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства) (далее - согласие на отчуждение жилого помещения).
Так, законопроектом дополняется перечень способов обращения граждан в органы опеки и попечительства с целью получения предварительного разрешения и согласия на отчуждение жилого помещения. Помимо личного обращения в органы опеки и попечительства устанавливается возможность обращения в указанные органы посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг).
Предварительное разрешение и согласие на отчуждение жилого помещения или отказ в выдаче указанных документов по выбору заявителя представляются ему органами опеки и попечительства в форме документа на бумажном носителе (выдается органом опеки и попечительства либо многофункциональным центром), либо в форме электронного документа в личном кабинете единого портала государственных и муниципальных услуг.
При наличии согласия заявителя предварительное разрешение, согласие на отчуждение жилого помещения или отказ в выдаче таких документов, полученные в электронной форме, могут быть направлены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органы и организации, в том числе кредитные организации, предоставляющим ипотечные жилищные кредиты (займы) гражданам.
Реализация включенных в законопроект норм позволит улучшить взаимодействие между органами опеки и попечительства, гражданами, осуществляющими права и обязанности опекунов и попечителей, заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, кредитными и иными организациями.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие непосредственно Федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых норм не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В соответствии пунктом 138 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" организация деятельности многофункциональных центров относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Проектируемую законопроектом цифровизацию полномочий предлагается осуществлять за счет и в пределах имеющейся штатной численности и предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
В связи с необходимостью доработки региональных информационных систем в соответствии с проектируемыми изменениями, проектом федерального закона определен особый порядок вступления его в силу - по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует выделение дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие проекта федерального закона федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее соответственно - законопроект, Закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах" (в части дополнения перечня сведений, обмен которыми организуется при проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, сведениями о наличии предварительного разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних (далее - предварительное разрешение) и согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства) (далее - согласие на отчуждение).
Разработка проекта постановления предусмотрена проектируемой частью 3.4 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и проектируемым пунктом 3.4 статьи 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Исполнитель - Минцифры России.
Соисполнитель - Минпросвещения России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
б) распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2017 г. N 865-р (в части дополнения перечня иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденном указанным распоряжением, услугами по получению предварительного разрешения и согласия на отчуждение.
Разработка проекта распоряжения обусловлена проектируемой частью 3.4 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и проектируемым пунктом 3.4 статьи 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Исполнитель - Минцифры России.
Соисполнитель - Минпросвещения России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.