Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 380212-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Развитие системы образования Российской Федерации является важнейшим фактором укрепления ценностно-мировоззренческого единства многонационального российского народа, обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания нравственно зрелой, интеллектуально развитой и социально ответственной личности, формирования для отраслей экономики и социальной сферы востребованных профессиональных кадров, воспринимающих стремление к успеху как неотделимую составную часть благополучия государства и общества в целом.
Становление данной системы, основанной на признании и гарантировании безусловного приоритета национальных ценностей, интересов и целей и соответствующем прагматическом подходе к международному сотрудничеству, которое может считаться приемлемым лишь на условиях равноправия, взаимной выгоды и подлинного диалога, является стратегической общенациональной задачей, историческим императивом российской государственности.
Конституция Российской Федерации, признавая суверенную государственность России формой выражения общности судьбы многонационального народа Российской Федерации, основанной на воспринятой от предков любви к Отечеству (преамбула), исходит из того, что право на образование (статья 43), обеспечивающее интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности, должно осуществляться в условиях, опирающихся на культурно-историческое наследие и отвечающих жизненно важным перспективам российской цивилизации. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в сфере образования значение имеют, главным образом, интересы несовершеннолетних (обучающихся), создание условий для их личностного развития, самоопределения и социализации, формирования у них готовности к саморазвитию и ответственному отношению к своей жизни на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения (постановления от 14 ноября 2018 года N 41-П, от 23 июля 2020 года N 39-П).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года был обозначен чёткий вектор развития системы образования Российской Федерации на базе синтеза всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодёжи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей рассматривается в качестве необходимого условия и направления обеспечения национальной идентичности. И напротив, насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учёта исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности (пункт 86 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400).
В соответствии с этим развитие системы образования на основе и в интересах укрепления суверенной российской государственности следует считать одним из определяющих принципов, на которых должны осуществляться государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования.
Следует учитывать, что ранее действовавший Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" включал в число принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования принцип интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования (пункт 3 части 1 статьи 2).
Модельный закон об образовании, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 3 апреля 1999 года, предусматривает в числе основных принципов государственной политики в области образования развитие систем образования в государствах-участниках на основе национальных и местных культурных ценностей, особенностей и традиций их национальных систем образования и учёта мировых тенденций его развития (часть 2 статьи 6).
В национальном законодательстве стран СНГ в сфере образования уделяется особое внимание развитию образования в русле национальных традиций и в интересах национального развития (например, в Армении, Беларуси, Таджикистане). Закон Китайской Народной Республики "Об образовании" предусматривает, что образование должно "служить народу" (статья 5), "поддерживать и упрочивать прекрасные исторические и культурные традиции китайской нации, перенимая все выдающиеся достижения человеческой культуры" (статья 7), а образовательная деятельность должна "отвечать общим интересам государства и общества" (статья 8). Сходные положения действуют и в законодательстве иных зарубежных стран.
Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", обязывающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "е" статьи 71, пункт "е" части 1 статьи 72, пункт "в" части 1 статьи 114) к проведению единой государственной политики в сфере образования и устанавливающий её основные принципы, вместе с тем непосредственно не определяет роль (значение) образования в системе российской государственности, а к числу основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относит создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (пункт 5 части 1 статьи 3). При этом ценностно-целевые предпосылки и пределы такой интеграции не раскрываются, что порождает неопределенность и может дезориентировать в понимании как степени значимости интеграции, так и самого её смысла.
В целях обеспечения чёткого конституционного целеполагания системы образования Российской Федерации, консолидации усилий государства и общества на её развитии в соответствии с общенациональными интересами и повышения доверия к мерам, предпринимаемым для такого развития, предлагается скорректировать основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотрев:
уточнение принципа гуманистического характера образования, имея в виду, что гуманизм именно в качестве основы государственной политики и правового регулирования в соответствующей сфере не должен трактоваться в универсально-абстрактном смысле, а подлежит раскрытию, реализации на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями;
принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации, что предполагает учёт как её исторического наследия, так и перспективных задач развития государства и общества, а также обеспечение - строго исходя из безусловной приверженности общенациональным интересам, понимаемым в логике цивилизационной преемственности и ответственности перед будущими поколениями, - благоприятных условий для взаимодействия с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.
Внесение предлагаемых изменений послужит укреплению ценностных основ образования как важнейшего фактора прогрессивного развития суверенной государственности России посредством наиболее полного раскрытия духовно-нравственного, культурного и интеллектуального потенциала российского многонационального народа.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.