Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 17 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 января 2023 года N Пр-19 и направлен на гуманизацию законодательства путем ограничения применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, а также женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями.
Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, применение которой существенным образом ограничивает конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность. По этой причине данная мера пресечения может избираться только судом и только в том случае, когда невозможно применение иной, более мягкой, меры. Вместе с тем до настоящего времени законодательство Российской Федерации не возлагало на суд обязанность при решении вопроса о ее избрании учитывать, связано ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, с применением насилия или угрозой его применения.
Между тем, как показало изучение правоприменительной практики, в 2022 году судами удовлетворено 55 196 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не связанных с применением насилия или угрозой его применения, из которых 2 593 лица (5%) обвинялись в совершении преступлений небольшой тяжести, 14 861 лицо (27%) - в совершении преступлений средней тяжести, а 37 742 лица (68%) - в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
По этим категориям уголовных дел удовлетворено 1 379 ходатайств о заключении под стражу женщин, имеющих малолетних детей (2%), и 224 ходатайства о заключении под стражу лиц, в отношении которых установлена инвалидность I или II группы (0,4%).
В связи с изложенным предлагается предусмотреть возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, только когда эти преступления носят насильственный характер. Избрание же данной меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести ограничить случаями, когда лицо пыталось скрыться или им была нарушена ранее избранная мера пресечения, а в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений средней тяжести - при наличии любого из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Возможность избрания данной меры пресечения в отношении женщин, имеющих малолетних детей, предлагается предусмотреть только в случае, если женщина подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях - преступления средней тяжести насильственного характера.
Кроме того, предлагается устранить пробел в действующем законодательстве, где прямо не предусмотрен запрет избирать меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, страдающего тяжелым заболеванием. Проектной частью второй1 статьи 108 УПК РФ предлагается установить такой запрет, если на момент рассмотрения судом ходатайства органа предварительного расследования о заключении под стражу наличие у подозреваемого или обвиняемого данного заболевания подтверждено медицинскими документами.
Еще одним обстоятельством, указывающим на необходимость совершенствования процессуального законодательства, стало выявление в ходе изучения правоприменительной практики того факта, что ежегодно в отношении почти 2 тысяч лиц в качестве мотива при продлении срока действия меры пресечения в виде заключения под стражу органами предварительного расследования указываются неустановление личности обвиняемого и отсутствие у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Представляется, что указанные обстоятельства могут служить поводом для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, однако не могут быть положены в основу ходатайства о продлении ее срока и соответствующего судебного решения, что и закрепляется в проектной редакции части восьмой статьи 109 УПК РФ.
Предлагается привести Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", где используются понятия "место пребывания" и "место жительства", а понятие "постоянное место жительства" отсутствует.
Принятие законопроекта будет способствовать исключению случаев содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, когда они не препятствуют предварительному расследованию и рассмотрению уголовного дела и не занимаются иной противоправной деятельностью.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.