Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 369814-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(в части запрета смены пола человека)
внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 30 января 2023 года (протокол N 105 пункт 38) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 369814-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым и другими, и отмечает следующее.
Конституцией Российской Федерации закреплены основы государственного строя и политики Российской Федерации, в том числе в сфере охраны здоровья и межличностных отношений между людьми.
Так, согласно части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Кроме того, в соответствии с пунктом "ж.1" части 1 статьи 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Таким образом, на территории Российской Федерации признается только два пола - мужской и женский, а также защищаются традиционные ценности (пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции), что проявляется в формировании государственной политики, в том числе в сфере охраны здоровья.
Практика произвольного изменения и коррекции пола посредством гормонального лечения и хирургической операции лиц, у которых отсутствуют врожденные патологии полового развития представляются социально-опасным явлением, а также существенно и негативно влияющим фактором на здоровье граждан и на демографическую ситуацию в стране. Зачастую смена половой принадлежности сопровождается распадом семейных и социальных связей, тяжелыми психическими заболеваниями гражданина, осуществившего такое медицинское вмешательство.
Еще одно опасное явление - изменение гражданского (юридического) пола лицами, прошедшими операцию по смене пола, и в результате граждане, обладающие всеми биологическими признаками одного пола, могут свободно получить удостоверяющие личность документы, в которых указана принадлежность к противоположному полу, и даже вступить в законный брак с лицами, принадлежащими к одному с ними биологическому полу, то есть фактически заключить однополый брак.
Комитет отмечает, что государственная политика в том числе направлена на защиту традиционных ценностей, исходя из положений Конституции и отечественного законодательства. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности) относит защиту традиционных духовно-нравственных основ российского общества к вопросам, имеющим жизненно-важное значение.
В качестве национальных интересов Российской Федерации и стратегического национального приоритета указаны, в частности, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, прямо указано, что достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается, в том числе, устойчивостью системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам.
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" определяет, что одним из правовых инструментов реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном уровне.
Так, в 2022 году статья 6.21.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая до этого предусматривала ответственность только за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, дополнена ответственностью и за пропаганду смены пола.
Выдача справки об изменении пола, являющейся основанием для внесения изменений в запись акта гражданского состояния и проведения медицинских вмешательств, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 850н "Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола", который устанавливает, что диагнозом, при котором может быть выдана данная справка, является диагноз "транссексуализм". Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации в период с 2016 по 2022 год за заменой паспортов гражданина Российской Федерации по основанию "изменение пола" обратилось 2 990 человек, из них: в 2016 году - 142, 2017 году - 131, 2018 году - 370, 2019 году - 429, 2020 году - 428, 2021 году - 554, 2022 году - 996.
Справки об изменении пола можно приобрести в том числе и в медицинских организациях частной системы здравоохранения. По имеющимся свидетельствам родителей пострадавших детей, зачастую получение справок происходит без полагающегося полноценного медицинского обследования, формально и в течение нескольких десятков минут.
Международный опыт свидетельствует о том, что операции по коррекции анатомического (биологического) пола представляют опасность для жизни и здоровья человека и не должны становиться обычным явлением, равно как и общедоступность процедуры изменения юридического (гражданского) пола без предваряющей его реконструкции биологического пола, которая порождает многочисленные правовые проблемы. В связи с тем, что подобная практика в последние годы получает все более широкое распространение, во многих государствах вопросы половой переориентации регулируются законодательно.
В целях решения указанных выше проблем, а также для защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации разработан законопроект, которым предлагается внести запрет на проведение медицинских процедур по смене пола, а так же установить, что медицинские вмешательства возможны в случаях, связанных с лечением врожденных физиологических аномалий у детей. В целях назначения такого лечения создается врачебная комиссия федерального государственного учреждения здравоохранения. Основание в виде медицинской справки, подтверждающей смену пола, для внесения изменений в акты гражданского состояния, законопроектом предлагается исключить.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Вместе с тем Комитет полагает, что законопроект требует юридико-технической доработки в части терминологии и уточнения в части синхронизации законодательства об охране здоровья и об актах гражданского состояния.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает законопроект.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 369814-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части запрета смены пола человека), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, А.Г. Нечаевым и другими, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 14 июня 2023 года, протокол N 67/1.
Председатель Комитета |
Б.Н. Башанкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.