Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации Стратегии развития Национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы, утвержденной Банком России, а также в связи с подготовкой проекта федерального закона N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях внедрения цифрового рубля".
Целью внесения уточнений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации является интеграция цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля.
Законопроектом предлагается дополнить статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятием "счет цифрового рубля", которое позволяет определить основание возникновения правоотношений, связанных с возможностью осуществления операций с цифровыми рублями.
В целях недопущения невозможности взыскания задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, находящихся на счетах цифрового рубля предлагается внести изменения в статьи 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом законопроектом предусматривается возможность обратить взыскание на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщиков либо его электронных денежных средств.
Кроме того, законопроектом предусмотрены изменения, устанавливающие право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля, а также требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях реализации права налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля (в качестве самостоятельного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов), предлагается внести изменения в статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающую порядок применения и реализации указанного способа обеспечения исполнения обязанности.
Одновременно законопроектом устанавливаются обязанности оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля, а также ответственность оператора платформы цифрового рубля за несоблюдение данных обязанностей. Для этого предлагается внести изменения в статью 86 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнив ее обязанностями оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля, а также в главу 18 Налогового кодекса Российской Федерации с целью установления единообразного подхода к регулированию ответственности оператора платформы цифрового рубля перед налоговым органом.
Кроме того, в связи с тем, что счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, законопроектом предлагается установить порядок налогообложения операций с ним, аналогичный порядку совершения операций с банковским счетом. Так, предлагаемые дополнения пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривают освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций, связанных с открытием и ведением счета цифрового рубля, осуществлением переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля.
В целях определения налога на доходы физических лиц законопроектом предлагается установить дату фактического получения дохода при зачислении цифровых рублей на счет цифрового рубля налогоплательщика, внеся соответствующие изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для целей определения налога на прибыль организаций, в случаях, когда доходные или расходные операции организаций осуществляются с использованием счета цифрового рубля, законопроектом предлагается предусмотреть порядок признания дохода при методе начисления, порядок признания расходов при методе начисления, а также при кассовом методе, путем внесения изменений в статьи 271, 272 и 273 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом положений пункта 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации представлены в виде самостоятельного законопроекта.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.