Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 385335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Законопроект) разработан в целях повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также создания и развития инфраструктуры сбыта фермерской продукции и развития региональных систем продовольственного обеспечения населения продуктами питания.
Предметом регулирования Законопроекта являются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением реализации фермерской продукции в целях обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования. Законопроектом к фермерской продукции предлагается отнести сельскохозяйственную продукцию, пищевую (продовольственную) продукцию, произведённую из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и иных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции.
Обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией является одной из стратегических целей Доктрины продовольственной безопасности РФ. Заметную роль в достижении этой цели играют сельскохозяйственные товаропроизводители, относимые к малым формам хозяйствования. Согласно Сельскохозяйственной микропереписи 2021 г., численность малых сельскохозяйственных организаций составляла 20,2 тыс., в том числе микропредприятий - 13,7 тыс., КФХ и ИП - 118,3 тыс.; ЛПХ - 16 227,3 тыс. в сельских населенных пунктах и 8443,5 тыс. в городах (данные за 2016 г., в 2021 г. в городах микроперепись не проводилась).
При этом, доля КФХ и ИП в общем производстве зерновых культур в 2021 г. составила 30,3%, сахарной свёклы - 8,4%, подсолнечника - 36,0%, картофеля - 13,9%, овощей - 20,3%, скота и птицы - 3,2%, молока - 9,1%, яиц - 1,2%, шерсти - 39,3%. Удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме производства картофеля в 2021 г. составил 63,9%, овощей - 51,3%, плодов и ягод - 64,2%, скота и птицы - 15,6, молока - 34,7%, яиц - 19,7%, шерсти - 45,5%.
В то же время товарность производства в малых формах хозяйствования заметно ниже, чем в крупных хозяйствах. В частности, по данным Росстата, товарность картофеля в КФХ и ИП в 2020 г. (последний год предоставления данных) составила 58,5%, в ЛПХ - 15,9%, в то время как в сельскохозяйственных организациях - 71,5%; овощей (соответственно) - 76,1%, 14,9% и 83,6%; молока - 73,6%, 37,5% и 95,9%.
В силу низкой товарности производства доходы работников малых форм хозяйствования ниже, чем крупных предприятий. Например, по данным Минсельхоза России, среднемесячная заработная плата работников крестьянских (фермерских) хозяйств составила в 2020 г. 16 333 руб., а сельскохозяйственных организаций - 32569 руб., т.е. в 2 раза больше. Это снижает уровень жизни на селе, стимулирует миграцию трудовых ресурсов в города.
Одной из существенных проблем развития малых форм хозяйствования являются трудности сбыта производимой ими продукции, что, в частности, обусловлено недостаточным уровнем развития сбытовой инфраструктуры.
Традиционно у малых форм хозяйствования есть несколько механизмов сбыта продукции: собственная торговая сеть, прямая продажа населению; договоры с перерабатывающими предприятиями, розничные рынки и ярмарки; организации потребительской кооперации Центросоюза РФ; сельскохозяйственные перерабатывающие и сбытовые кооперативы.
В последнее время начинают развиваться поставки в крупные торговые сети и цифровая торговля (цифровые маркетплейсы).
Со стороны государства данные каналы должным образом не координируются, а развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм не выделено в качестве особого направления государственной политики, за исключением поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Как следствие на агропродовольственном рынке наблюдается ряд неблагоприятных для малых форм явлений. Сокращается сеть розничных рынков: количество универсальных рынков уменьшилось за последние 8 лет на 42%, специализированных сельскохозяйственных рынков - на 42%, сельскохозяйственных кооперативных рынков на 56%.
Недостаточно развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации. Увеличивается только количество перерабатывающих кооперативов, а остальных, в том числе и сбытовых, сокращается: за 2014 - 2022 гг. - на 27,2%.
При этом количество продовольственных магазинов федеральных торговых растет: только Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) насчитывает у своих членов более 65 тысяч продуктовых магазинов в стране, что значительно превосходит число розничных рынков (на 1 января 2023 г. в стране функционировало 484 универсальных рынка, 32 специализированных рынка по продаже продуктов питания, 197 специализированных сельскохозяйственных рынков, 11 специализированных сельскохозяйственных кооперативных рынков).
Таким образом, поддержка и развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм должно стать особым направлением государственной аграрной политики.
Законопроектом предлагается дополнить перечень основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, установленный в ст. 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ новым направлением - "поддержка и развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, в том числе развитие инфраструктуры реализации фермерской продукции". Предлагаемое направление государственной поддержки соответствует установленным в ст. 5 указанного федерального закона основным целям и направлениям государственной аграрной политики.
В качестве мер по содействию сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования, развитию инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции и в целях обеспечения населения доступными и качественными продовольственными товарами, в том числе - социально значимыми, и обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования на товарные рынки законопроект закрепляет за субъектами Российской Федерации право принимать программы по созданию и развитию инфраструктуры реализации фермерской продукции, предусматривающие, в том числе, меры по созданию организаций, основным видом деятельности которых является закупка такой продукции, ее подработка, переработка, хранение и сбыт (далее - агрегаторы).
Указанные меры соответствуют положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20, которая предусматривает "создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и предприятия общественного питания.
Законопроект предусматривает право производителей фермерской продукции размещать на упаковках производимой ими фермерской продукции обозначение, являющееся отличительным признаком такой продукции. Для обозначения фермерской продукции предлагается использовать надписи, содержащие слова "фермерская продукция" в сочетании с наименованием субъекта Российской Федерации, в котором была произведена указанная продукция, или без упоминания субъекта - по желанию производителя фермерской продукции.
Указанные меры развития инфраструктуры реализации фермерской продукции соответствуют положениям ст. 9-11 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, в соответствии с которыми формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности соответствующих уровней относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, содействию реализации фермерской продукции в торговых сетях, обеспечению устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в том числе социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости.
Законопроект не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона не приведет к увеличению расходов федерального бюджета. Финансирование предусмотренных проектом Федерального закона мероприятий будет производиться субъектами Российской Федерации, принявшими решение о целесообразности включения в региональные программы развития сельского хозяйства мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки фермерской продукции. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования будет осуществляться в рамках мероприятий, предусмотренных действующими программами развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.