Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования трудового законодательства для повышения уровня мотивации работающих людей к вовлечению в благотворительную деятельность и добровольчество (волонтерство).
Законопроект направлен на нормативную правовую регламентацию возможности включения в коллективный договор условия о поддержке волонтерства и благотворительной деятельности.
По данным исследования, проведенного в 2022 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 68% респондентов готовы принимать участие в благотворительной деятельности, 61% из них готовы делать это регулярно и не только пожертвованиями средств, но и личным участием.
Также в России постоянно расширяется сфера волонтерской деятельности, растет число волонтеров (за 9 лет с 2013 года доля граждан, занимающихся волонтерством, выросла с 3% до 19%, среди молодежи их доля составляет порядка 30% по данным НИУ ВШЭ), развиваются формы организации их работы, а также механизмы их поддержки и стимулирования. Ответом на указанные тенденции явилось закрепление в 2020 году в Конституции Российской Федерации прямой задачи Правительства Российской Федерации осуществлять меры по поддержке волонтерской деятельности. Приоритетность поддержки волонтерской деятельности и постоянного увеличения доли граждан, участвующих в ней, зафиксирована также в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В настоящий момент наиболее вовлеченной в добровольческие (волонтерские) активности категорией населения выступает молодежь. По данным платформы ДОБРО.РФ средний возраст волонтера в России - 25 лет. Аудитория до 24 года составляет 65% от общей численности добровольцев (волонтеров), тогда как более взрослое работающее население вдвое меньше задействовано в добровольческих (волонтерских) инициативах.
Такая ситуация складывается не только из-за возможной гражданской инертности аудитории в возрасте от 25 до 54 лет (включительно), а чаще всего из-за нехватки времени. Об этом свидетельствует исследование Фонда "Общественное мнение", в котором 28% россиян ответили, что задумываются стать добровольцем, но не становятся, потому что "не знают как" и "не имеют на это времени", а также исследование ВЦИОМ от 2022 года, подтвердившее, что большинство людей, не принимающих участия добровольческих (волонтерских) инициативах и благотворительных акциях, но имеющих желание участвовать в них, ограничены нехваткой времени.
Отрешенность работающего населения от благотворительности и добровольческих (волонтерских) практик, отсутствие личного добровольческого (волонтерского) опыта не только не позволяет им вступить в партнерские отношения со своей страной, но и препятствует полноценному включению в благотворительность и добровольческое (волонтерское) движение их детей вследствие скептического отношения родителей и отсутствия положительного примера.
Эффективным инструментом стимулирования включения работающего населения в благотворительность и добровольческие (волонтерские) активности представляется введение возможности предоставления в коллективном договоре мер поддержки для осуществления ими добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности.
Для работодателей вовлеченность сотрудников в благотворительную и волонтерскую деятельность также несет в себе ряд положительных результатов.
Корпоративное волонтерство - актуальная и эффективная форма проявления социальной ответственности компаний и их сотрудников. Этот инструмент взаимодействия с обществом и властью, объединения персонала вокруг значимых социальных проблем становится всё более действенным и востребованным. Примерами активно развивающих корпоративное добровольчество компаний, вовлекающих десятки тысяч сотрудников в добровольческие акции и проекты, являются "Росатом", "Газпром", "РЖД", "РУСАЛ", "Норникель" и ряд других крупных компаний из различных отраслей экономики.
Добровольчество улучшает климат в организации, укрепляет корпоративную культуру, повышает лояльность и вовлеченность сотрудников, а это, в свою очередь, влияет на экономические показатели - в компаниях с высоким уровнем вовлеченности персонала отмечаются более высокие показатели выручки на одного сотрудника и общей прибыли для акционеров.
Корпоративные волонтеры демонстрируют большую по сравнению с остальными сотрудниками производительность труда. Волонтерские проекты положительно влияют на оценку деятельности компании со стороны сотрудников, улучшают репутацию компании на рынке труда. По разным оценкам, от 40 до 60% людей трудоспособного возраста признают, что им важно работать в компании с высоким уровнем социальной ответственности.
Волонтерское взаимодействие заменяет привычные тренинги и игры для сплочения команды. Общение на мероприятиях сокращает дистанцию между руководителями и подчиненными, помогает находить общий язык, в коллективе закрепляется культура взаимопомощи, которая положительно влияет на работу.
Концепция законопроекта была поддержана крупными общественными объединениями работодателей - Национальным советом по корпоративному волонтерству и Советом Торгово-промышленной палатой РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией независимых профсоюзов России.
Предлагаемое законопроектом введение возможности в коллективном договоре поддержки благотворительности и волонтерству будет являться мерой, применяемой работодателем добровольно с учетом производственных возможностей и финансово-экономического положения.
С учетом изложенного, законодательное решение, предусмотренное настоящим законопроектом, будет способствовать дальнейшему развитию благотворительности и волонтерского движения в нашей стране и достижению национальной цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части увеличения доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций.
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной, деятельности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.