Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 395002-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях совершенствования механизмов своевременного информирования наследников о неисполненных на дату смерти наследодателя кредитных обязательствах, соблюдения прав и законных интересов кредиторов наследодателя, а также оптимизации информационного взаимодействия нотариусов и кредитных организаций.
Согласно требованиям статьи 1112, статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти наследодателя в состав его наследства входят принадлежавшие наследодателю на день смерти вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, в том числе обязанности по оплате, невыплаченной наследодателем на дату его смерти, задолженности по кредитам (микрозаймам). Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, то есть совместно, каждый пропорционально его доле в наследстве. На сегодня в действующем законодательстве не определен порядок информирования наследников о кредитных долгах наследодателя. В связи с этим зачастую в правоприменительной практике наследники спустя полгода после принятия наследства в виде движимого и (или) недвижимого имущества узнают о кредитных долгах наследодателя только после получения досудебных или требований кредиторов о досрочном погашении кредитной задолженности.
После чего в указанных случаях кредитные долги равны или превышают стоимость принятого в наследство имущества, в таком случае процедура принятия наследства становиться экономически нецелесообразной для наследников, поскольку они фактически унаследуют одни долги наследодателя.
В целях своевременного информирования наследников о кредитных долгах наследодателя законопроектом предлагается внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающих обязанность нотариусов, ведущих наследственные дела, не позднее трех рабочих дней после дня открытия наследственных дел направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии такой информации. В случае предоставления из бюро кредитных историй информации о наличии долгов у наследодателя нотариус в течение срока, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации для принятия наследства, обязан уведомить в письменной форме об этом наследников, принявших наследство.
Законопроект позволит наследникам принять своевременно экономически рациональное решение (с учетом размера задолженности наследодателя в соотношении со стоимостью принимаемого в наследство движимого или недвижимого имущества) о целесообразности вступления в наследство или отказе от наследства, что тем самым позволит снизить уровень закредитованности граждан в стране. Также Законопроект обеспечит соблюдение прав и законных интересов добросовестных кредиторов наследодателя. Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 26 Федерального закона N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в части реализации электронного документооборота между нотариусами и кредитными организациями в рамках обмена информацией о вкладах и счетах наследодателя, что позволит обеспечить своевременный поиск части наследственной массы, находящейся в различных банковских продуктах, получение информации о долгах наследодателя. Тем самым будет в полной мере соблюдено право наследников на получение полной и достовверной информации о принимаемом наследстве.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не потребует расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принятие и реализация федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.