Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 395351-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона предусматривает дальнейшее совершенствование и актуализацию действующего законодательства о банкротстве в части уточнения необходимых критериев для возбуждения дел о банкротстве отдельных хозяйствующих субъектов. В частности, проектом вносятся поправки в отношении предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению и управления многоквартирными домами.
Проект закона получил положительные заключения Комиссии Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики, Комитета Совета Федерации по экономической политике, прошел анализ Законодательного Собрания Тверской области, Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Полученные рекомендации указанных органов были учтены в тексте проекта закона.
Проектом закона вводится понятие: "лицо, управляющее многоквартирными домами", под которым понимаются индивидуальные предприниматели, хозяйственные общества, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные потребительские кооперативы, экономическая деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами или домом и естественные монополии, под которыми понимаются крупные компании, которые осуществляют поставку необходимых для многоквартирных домов ресурсов в условиях отсутствия конкуренции.
Сегодня ресурсоснабжающие организации (далее - РСО) и лица, управляющие многоквартирными домами, вынуждены работать в условиях жёстких нормативных ограничений. Закон требует от них не только качественного предоставления жилищных услуг, обеспечения экологической безопасности потребителей, но и поставку гражданам коммунальных ресурсов (воды, тепла и электроэнергии) определённых параметров, при этом потребители оплачивают услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим (ст. 155 ЖК РФ), а начисление пени возможно, если задолженность не погашена по истечении 30 дней со дня наступления срока оплаты (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Это приводит к тому, что управляющая компания получает оплату спустя 40-50 дней.
Нормативные ограничения и просроченная дебиторская задолженность потребителей, размер которой по стране уже достиг двух триллионов рублей, приводят к накоплению долгов перед кредиторами у предприятий жилищно-коммунального комплекса. Размер такой задолженности пропорционален количеству потребителей самого предприятия-должника и может привести к началу процедуры банкротства лица, управляющего многоквартирными домами. Однако, действующая редакция закона о банкротстве уравнивает всех поставщиков услуг фиксированной величиной задолженности, достаточной для признания должника банкротом. Это приводит к ситуации: чем большему количеству потребителей предприятие поставляет услуги, тем выше риск начала его банкротства по заявлению должника.
Поэтому поправки предлагают в качестве базы для признания такого должника банкротом установить размер его усреднённой фактической выручки за два месяца. И в то же время в законе сохранён фиксированный нижний предел задолженности, при которой кредитор вправе обратиться в суд для признания должника банкротом.
Таким образом, проект поправок предлагает установить, что для признания должника банкротом его задолженность должна удовлетворять двум условиям: во-первых, быть более, чем сумма, установленная сегодня в законе (это один миллион для РСО и триста тысяч для управляющих многоквартирными домами) и во-вторых, превышать среднюю сумму выручки предприятия за два месяца.
Такой подход делает закон более гибким и позволяет защитить как права кредиторов, так и права должников.
Одновременно предлагается увеличить срок, в течение которого должник не в состоянии погасить накопленный долг с двух месяцев до шести. Это и понятно, так как сегодня работа по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги требует больших затрат и занимает гораздо больший период.
Проектом вносятся изменения в части оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника. В настоящее время для привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности в соответствии со статьей 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)" достаточным основанием является "неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд". Это означает, что любой из руководителей огромного количества муниципальных котельных Ленинградской области, большинства управляющих организаций, в том числе всех подконтрольных Жилищному комитету Администрации Санкт-Петербурга, в случае возбуждения исков о банкротстве их предприятий, рискуют ответить за долги этих организаций своим личным имуществом.
По данным, опубликованным на сайте Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" https://www.gptek.spb.ru/abonentam/debitorskaya-zadolzhennost/ на 1 мая 2023 года суммарная задолженность исполнителей коммунальных услуг составляет около 13 миллиардов рублей. А из тридцати четырёх управляющих организаций, подконтрольных Жилищному комитету Администрации Санкт-Петербурга под признаки банкротства, установленные действующим законодательством, подпадают тридцать два юридических лица. Это только один пример, но он доказывает необходимость и своевременность представляемого законопроекта.
Поэтому проектом предлагается положения статьи 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не применять для РСО (естественных монополий) и лиц, управляющих многоквартирными домами.
Данные изменения позволят минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности для лиц, принимающих решения в организациях, управляющих многоквартирными домами и добросовестно исполняющими свои обязанности, а также в организациях, являющихся субъектами естественных монополий.
Эти изменения, в свою очередь будут способствовать поддержанию в регионах предпринимательской активности, могут стать эффективным механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях введённых ограничений, поддержки социально незащищенных слоев населения от постоянного роста цен на услуги монополий.
Кроме того, в связи с экономическими ограничениями, введенными в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц со стороны ряда стран, данные изменения будут способствовать повышению экономической безопасности субъекта федерации и позволят реализовать эффективные меры поддержки отечественных предпринимателей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.