Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 397458-8 "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается предоставить налогоплательщикам по решению субъекта Российской Федерации право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в виде расходов на капитальные вложения, осуществленные в рамках соглашений о реализации инвестиционных проектов, информация о которых включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета (далее - Реестр).
Параметры проектируемого вычета предусматривают следующее:
1) вычет вправе применять организации, реализующие инвестиционные проекты, включенные в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, или инвестиционные проекты, соответствующие критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Порядок заключения соглашения и его обязательные условия будут установлены Правительством Российской Федерации;
2) в состав вычета включаются только капитальные затраты (создание, приобретение, модернизация основных средств), осуществленные в рамках реализации инвестиционного проекта, но не более 25 % от их общего объема;
3) сокращение полномочий субъектов Российской Федерации по "настройке" вычета. Субъекты Российской Федерации не вправе ограничить объем капитальных затрат, включаемых в вычет, категории основных средств, к которым применяется вычет, возможность перенести неиспользованный остаток вычета на последующие периоды;
4) вычет применяется в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию либо первоначальная стоимость которых изменена не позднее 5 лет начиная с даты заключения инвестиционного соглашения;
5) ставка налога на прибыль организаций для применяющих вычет компаний не может быть более 10 % (расчетная ставка для определения предельного размера вычета);
6) организации, применяющие проектируемый вычет, не вправе применять вычет по иным основаниям;
7) проектируемый вычет не вправе применять организации, заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к внедрению инвестиционного налогового вычета с 2021 года установлен механизм частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов от его применения за счет дотаций, предоставляемых из федерального бюджета.
При этом существенные ограничения при определении размера дотаций субъектам Российской Федерации и незначительный совокупный объем средств на их предоставление не оказывают стимулирующее влияние на заинтересованность субъектов Российской Федерации в данном механизме.
Кроме того, порядок предоставления инвестиционного налогового вычета, закрепленный в статье 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет ряд особенностей, не способствующих росту инвестиций (отсутствие на федеральном уровне четкой привязки вычета к инвестиционным проектам, отсутствие единых критериев применения вычета на региональном уровне и пр.).
Таким образом, необходим новый подход к поддержке инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" может привести к сокращению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Произвести оценку сокращения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации не представляется возможным, учитывая, что право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного проектируемым подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесений изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы соглашения о реализации инвестиционного проекта, в том числе проекта, соответствующего требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, установленным Правительством Российской Федерации, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета, существенные условия указанного соглашения, порядок его заключения, расторжения и внесения в него изменений".
Срок подготовки - 31 декабря 2023 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.