Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 400571-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа"
Досье на проект федерального закона
Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа (далее-СПГ) в России предусматривает следующие целевые показатели:
- Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 установлен целевой объем производства СПГ в Арктике к 2030 г. - 64 млн т,
- Долгосрочной программой развития производства СПГ предусмотрено производство 102,5 млн т СПГ в Российской Федерации к 2030 г.
- Энергетической стратегией России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, предусмотрено увеличение производства СПГ до 140 млн тонн в год к 2035 году,
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 в части увеличения грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн.
Кроме того, в Долгосрочной программе развития СПГ также говорится, что рост производства сжиженного природного газа до 140 млн тонн к 2035 году приведет к наращиванию его экспорта на сумму порядка $150 млрд в ценах 2019 года и обеспечит не менее $150 млрд инвестиций в российскую экономику.
В настоящее время в России производится чуть менее 30 млн тонн СПГ, поэтому для эффективного развития СНГ-отрасли необходимо создание условий, позволяющих в полной мере достичь показателей и целей по производству и отгрузкам СПГ, установленных в программных документах развития страны.
В качестве одной из стимулирующих производство СПГ мер стало расширение налоговой льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, в соответствии с которой нулевая ставка при добыче природного газа также применяется в случае производства СПГ из такого газа не самим недропользователем, а лицом, входящим с ним в одну группу, что, безусловно, позволит значительно увеличить производство СПГ.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" направленным на повышение эффективности развития СПГ-проектов предлагается обеспечить возможность экспорта СПГ с СПГ-проектов без привязки к участкам недр федерального значения, лицензии на которые предусматривают использование добытого природного газа для производства СПГ, а также предоставления возможности экспорта СПГ юридическим лицам, которые входят в одну группу с организациями, уже имеющими право на экспорт СПГ.
В настоящее время лицензирование экспорта СПГ предусматривает закрепление в лицензии на пользования недрами условия о направлении продукции на завод по производству СПГ. При этом ввод новых СПГ-проектов может предусматривать их ресурсное обеспечение из различных источников. В этой связи необходимо пересмотреть действующие подходы к лицензированию экспорта СПГ.
Подобный подход предоставит возможность монетизации запасов природного газа в условиях резкого сокращения экспорта в ЕС и сложившегося избытка мощностей по добыче газа и его транспортировки, позволит интенсифицировать производство СПГ в Российской Федерации и не только сохранить, но и увеличить долю России на мировом газовом рынке в условиях беспрецедентного санкционного давления.
Кроме того, развитие СПГ-проектов создает серьезные стимулы для развития смежных отраслей по стратегически важным направлениям, включая производство криогенного оборудования, судостроения и внедрение новых технологий в газовой отрасли.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" не повлечет за собой необходимость принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.