Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 406654-8 "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях наделения консульских должностных лиц полномочиями по совершению нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе.
Согласно части шестой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают консульские должностные лица. При этом перечень нотариальных действий, которые уполномочены совершать консульские должностные лица, установлен частью первой статьи 38 Основ и частью 1 статьи 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации".
В последнее время в МИД России и входящие в его систему дипломатические представительства и консульские учреждения поступают многочисленные обращения от российских граждан и организаций относительно трудностей логистического характера, с которыми зачастую сталкиваются заявители при передаче оригиналов нотариально оформляемых в загранучреждениях на бумажных носителях документов на территорию Российской Федерации.
Для урегулирования обозначенной проблемы законопроектом предлагается расширить полномочия консульских должностных лиц в сфере нотариата наделив их также полномочиями по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 103.8 Основ удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которого удостоверена нотариусом.
Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе будет производиться консульским должностным лицом в том же порядке, как это осуществляется нотариусами в Российской Федерации, - путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью соответствующего консульского должностного лица.
Законопроект содержит положение о вступлении его в силу с 1 июля 2024 г., что обусловлено необходимостью модернизации программного обеспечения МИДа России и загранучреждений для обеспечения технической возможности совершения квалифицированной электронной подписи на электронных нотариальных документах, изготовленных консульскими должностными лицами, при удостоверении равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), а также положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В законопроекте отсутствуют положения, направленные на конкуренцию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией федерального закона, будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МИД России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Принятие федерального закона позволит увеличить доходы загранучреждений МИД России от разрешенных видов деятельности на сумму 12 894 937 рублей в 2024 году, 26 262 750 рублей в 2025 году (расчет прилагается).
Расчеты показателей,
использованных при определении затрат на реализацию Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Размер консульского сбора за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу планируется установить в размере 5 долларов США за каждую страницу документа на бумажном носителе.
По прогнозам, указанное нотариальное действие будет востребовано порядка 50% граждан Российской Федерации, обращающихся в российские дипломатические представительства и консульские учреждения за удостоверением доверенностей (для представления интересов на территории Российской Федерации). В 2022 году в общей сложности были удостоверены 97 тысяч доверенностей, средний объем доверенностей составляет полторы страницы текста.
Учитывая, что законопроект содержит положение о вступлении его в силу с 1 июля 2024 года, а также прогнозируемый курс доллара США к рублю в 2024 году и 2025 гг. (70,9 рублей и 72,2 рубля соответственно согласно утвержденным Минфином России Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), доход федерального бюджета от реализации положений проектируемого федерального закона ожидается в размере 12 894 937 рублей в 2024 году, 26 262 750 рублей в 2025 году.
97 000 * 0,5 = 48 500 действий (прогнозируемое количество консульских действий по удостоверению равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу, ежегодно)
48 500 * 1,5 = 72 750 стр. (прогнозируемое количество страниц документов на бумажном носителе, равнозначность которым электронных документов удостоверяется консульскими должностными лицами, ежегодно)
72 750 * 5 = 363 750 долл. США (прогнозируемый объем консульских сборов за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу, ежегодно)
(363 750 * 70,9) / 2 = 12 894 937 руб. (прогнозируемый объем доходов федерального бюджета от реализации положений проектируемого Федерального закона во II полугодии 2024 года)
363 750 * 72,2 = 26 262 750 руб. (прогнозируемый объем доходов федерального бюджета от реализации положений проектируемого Федерального закона в 2025 году)
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" потребует изменения следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий".
Срок разработки -1 июля 2024 г.
Головной исполнитель - МИД России.
Соисполнитель - Минфин России.
2. Приказ МИД России N 20795, Минюста России N 209 от 29 сентября 2022 г. "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами".
Срок разработки -1 июля 2024 г.
Головной исполнитель - МИД России.
Соисполнитель - Минюст России.
3. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 227 "Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме".
Срок разработки - 1 июля 2024 года.
Головной исполнитель - Минюст России.
Соисполнитель - МИД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.