Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев проект федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и уточнение особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы в 2023 году. В частности предлагается следующее.
1. В части доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время действующее на временной основе поступление от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения, в региональные бюджеты показало свою эффективность в части обеспечения установки и эксплуатации автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на таких дорогах, вынесения решений и рассылки материалов о выявленных нарушениях, а также поддержании участка автомобильной дороги в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии, что способствует повышению безопасности дорожного движения.
В этой связи предусматривается закрепление в Бюджетном кодексе норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации 100% сумм таких поступлений, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных государственных органов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Также, до конца 2023 года предлагается зачислять в бюджеты субъектов Российской Федерации суммы административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, аналогичная нормам, действовавшим в 2020 - 2022 годах.
Законопроектом предусматриваются изменения, направленные на установление целевого использования платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения тяжеловесными транспортными средствами, по аналогии с нормами, применяемыми в отношении федеральных дорог. Предлагается обеспечить направление доходов региональных и местных бюджетов, получаемых за счет данной платы, на осуществление дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Кроме того, в целях наполнения региональных и муниципальных дорожных фондов к источникам их формирования предлагается отнести доходы от административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. К таким доходам в настоящее время относятся суммы административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации), а также суммы штрафов, налагаемых за такие правонарушения мировыми судьями (согласно статье 46 Бюджетного кодекса зачисляются в равных пропорциях в бюджеты субъектов и муниципальных образований), совершенные на дорогах не только регионального, межмуниципального, местного значения, но и федерального значения.
В 2022 году объем доходов от указанных административных штрафов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составил порядка 1 369 371,6 тыс. рублей.
В целях формирования дополнительных доходов федерального бюджета, дефицит которого обусловлен беспрецедентным санкционным давлением со стороны ряда стран на Российскую Федерацию и ограничениями по ведению внешнеэкономической деятельности, разработаны и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов N 379177-8 "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и N 379248-8 "О налоге на сверхприбыль прошлых лет".
Налог на сверхприбыль прошлых лет вводится указанными законопроектами для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась выше 1 млрд рублей. Согласно ФЭО к законопроектам, устанавливающим налог на сверхприбыль, дополнительные доходы федерального бюджета от его взимания оцениваются в 300 млрд. рублей.
В этой связи в статью 50 БК РФ предлагается внесение изменения в целях установления норматива зачисления доходов от указанного налога и обеспечительного платежа по налогу в размере 100% в федеральный бюджет.
В целях упрощения возврата ошибочно взысканных судебными приставами-исполнителями денежных средств, законопроектом предлагаются наделение ТО ФССП России полномочием по возврату излишне или ошибочно взысканных денежных средств.
2. В части обеспечения долговой устойчивости регионов.
В настоящее время нормы о государственной регистрации условий эмиссии и обращения субфедеральных и муниципальных облигаций закреплены статьей 5 Федерального закона от 2 августа 2019 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и имеют временный характер - до 1 января 2024 г.
Законопроектом предлагается закрепить их на постоянной основе.
Частью 42 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" установлена возможность внесения объемов привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В целях устранения имеющейся неопределенности в части механизма реализации вышеуказанной нормы предлагается дополнить ее положением, предусматривающим внесение изменений в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Для реализации данного положения предлагается приостановить на 2023 год действие пункта 3 статьи 110 1 Бюджетного кодекса, согласно которому программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации является приложением к закону о бюджете субъекта Российской Федерации.
3. В части совершенствования государственной гарантийной поддержки
Пунктом 3 статьи 116 Бюджетного кодекса установлен запрет на обеспечение государственными гарантиями Российской Федерации (далее - государственные гарантии) обязательств некоммерческих организаций, за исключением государственных корпораций и государственных компаний, созданных Российской Федерацией. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 115 Бюджетного кодекса государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации (государственной компании).
При этом на публично-правовую компанию, которая является унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, такое исключение не распространяется и гарантийная поддержка ей не предоставляется.
В связи с тем, что публично-правовая компания и государственная корпорация (государственная компания) по своей законодательной сути схожи предлагаются изменения в статьи 115 и 116 Бюджетного кодекса, создающие правовую возможность предоставления государственных гарантий по обязательствам публично-правовых компаний в обеспечение исполнения обязательств публично-правовой компании по ее заимствованиям.
4. В части расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроектом предлагаются предоставить возможность принятия решений о предоставлении субсидий на создание и развитие государственных информационных систем в форме правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.
Кроме того, поскольку в настоящее время не урегулирован вопрос передачи созданных государственных информационных систем в государственную собственность Российской Федерации и закрепления в установленном порядке прав владения и пользования операторами таких систем, в развитие ранее принятых в Бюджетный кодекс изменений законопроектом предлагается дополнить его соответствующими положениями, что позволит устранить имеющейся пробел в правовом регулировании.
В настоящее время общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемые при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех публично-правовых образований, установлены 20 ведомственными приказами федеральных органов исполнительной власти и правовые акты Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местной администрации, регулирующие порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, должны соответствовать одновременно каждому из указанных приказов.
В целях определения одинакового перечня затрат, учитываемых при расчете финансового обеспечения, единообразный подход к порядку расчета нормативных затрат и формирования целостной системы, законопроектом предлагается установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению общих требований.
Законопроектом предусматриваются изменения в статью 21 Бюджетного кодекса с целью объединения субсидий юридическим лицам различной организационно-правовой формы (бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, коммерческим организациям) в рамках одной группы видов расходов по различным подгруппам видов расходов. Целью данного объединения является необходимость упрощения процедуры перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляемых на конкурсной основе.
5. Развитие централизованной модели ведения бухгалтерского учета и государственный финансовый контроль.
В развитие организации централизованных моделей исполнения полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, включая составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности, законопроектом предлагаются положения, направленные на законодательное закрепление права Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации на принятие решения о передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, устанавливается право высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на принятие решения о передаче централизуемых полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Кроме того, на постоянной основе предлагается закрепить действие положений о безвозмездности оказания Федеральному казначейству услуг операционного центра и платежного клирингового центра при совершении операций по единому казначейскому счету с использованием сервиса быстрых платежей.
Законопроектом также вносятся изменения редакционного и юридико-технического характера, направленные на упрощение применения отдельных норм Бюджетного кодекса и приведение в соответствие с нормами иных законодательных актов Российской Федерации.
Так, законопроектом предлагается абзац пятый пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса, регулирующий предоставление налоговыми органами финансовым органам сведений в отношении операций, связанных с единым налоговым счетом, привести к единообразию с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения бюджетного законодательства сформированы на основе правоприменительной практики и имеют цель совершенствование правового регулирования бюджетных правоотношений.
Комитет обращает внимание, что законопроект не содержит предложений по реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации в части внесения изменений в Бюджетный кодекс и иные законодательные акты Российской Федерации (в случае необходимости) в целях реализации палатами Федерального Собрания Российской Федерации функций парламентского контроля с учетом внедрения новой системы государственных программ Российской Федерации. С учетом установленного в поручении срока подготовки соответствующих предложений до 30 июня 2023 года предлагается рассмотреть вопрос о подготовке поправок по решению данной задачи ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.