Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390369-8 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" закреплены гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 18 названного Федерального закона гарантии деятельности депутата законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при привлечении их к уголовной или административной ответственности, его задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписке, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, устанавливаемый федеральными законами.
Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов установлены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, учитывая значимую роль деятельности законодательных органов в субъектах Российской Федерации и существенное расширение имеющихся полномочий, в том числе избрание Главы субъекта Российской Федерации, назначение членов центральной региональной избирательной комиссии, мировых судей то есть должностных лиц, обладающих неприкосновенностью (на которых распространяется особый порядок производства), становится очевидным, что имеющихся гарантий деятельности явно недостаточно.
В действующем законодательстве содержится скудное количество норм правового регулирования обеспечения гарантий деятельности депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, что может негативно отражаться на принятии соответствующих управленческих решений, не обеспечивая полной самостоятельности при осуществлении законотворческой и представительной деятельности.
Следует признать, что законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется законодательная деятельность особого характера, схожая по своему характеру с государственной деятельностью членов Государственной Думы Российской Федерации, что, в свою очередь, подразумевает такую же потребность в беспрепятственном осуществлении своей деятельности, самостоятельности и независимости, как и Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации.
Предлагаемые гарантии депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не являются их личной привилегией, а имеют публично-правовой характер и обоснование, поскольку призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких лиц именно в силу осуществления ими публично значимых полномочий, ограждая их в период осуществления ими указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя их беспрепятственной деятельности, самостоятельности и независимости. Такие гарантии полностью исключают возможность привлечения к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, лица, являющегося депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, без получения согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, прокуроры принимают обязательное участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Граждане, отдающие свои избирательные голоса за того или иного кандидата, должны быть абсолютно уверены в том, что депутат регионального законодательного органа будет защищен законодательно и сможет выполнять свои предвыборные обещания без опасения, необоснованного преследования со стороны органов исполнительной власти, правоохранительных органов и других властных структур, то есть каждый избиратель будет осознавать защиту своего избирательного права со стороны федерального законодательства, тем самым повышая доверие людей к проводимой политике нашего государства и подчёркивая значимость региональных законодательных собраний субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем региона.
Кроме того, в условиях проводимой нашим государством внешней политики и специальной военной операции на Украине вопрос роста доверия граждан к проводимой политике органами государственной власти стоит наиболее приоритетно, а с учётом действий "сторонних сил", пытающихся дестабилизировать общую оперативную обстановку, в том числе путём дискредитации Вооружённых сил Российской Федерации, органов государственной власти и отдельных должностных лиц, закрепление особого порядка производства по уголовным и административным делам является наиболее целесообразным, призванным защитить честь, достоинство выборного должностного лица от необоснованных и преступных посягательств.
Полагаем, что гарантии неприкосновенности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, устанавливаемые в законодательстве как правовые институты, представляющие собой совокупность обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных действий в отношении указанных депутатов, требуют дальнейшего правового развития.
С учетом изложенного проектом Федерального закона предлагается предусмотреть, что депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации не могут быть подвергнуты уголовному либо административному наказанию, кроме как в порядке, предусмотренном настоящим законопроектом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" потребует внесение изменений в главу 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.