Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 391998-8 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктами 7, 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 Правительством Российской Федерации был утвержден план по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 г. N 4723п-П44). В продолжение реализации указанных мероприятий распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р была утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Для реализации Концепции был разработан план ее реализации.
В рамках пунктов 39 и 69 Плана предусмотрено развитие механизмов поддержки волонтерских проектов, реализуемых в интересах граждан старшего возраста, в том числе с использованием механизмов выдачи субсидий и грантов и содействие участию добровольцев в развитии городской среды.
Также Концепцией предусмотрено, что самоорганизация добровольчества (волонтерства) по месту жительства выступает важнейшим ресурсом развития территориального общественного самоуправления в целях благоустройства и озеленения территории, организации досуга детей и подростков, помощи пожилым.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Кодекс) предполагает предоставление налоговой преференции физическим лицам, которые принимают участие в конкурсных процедурах на получение грантов в денежной или натуральной форме, а также в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Гранты, получаемые физическими лицами, как правило, направлены на развитие общественных инициатив, улучшение благоустройства городской среды, помощь незащищенным слоям населения, в том числе пожилым гражданам.
Перечень таких мероприятий должен быть согласован высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа местного самоуправления.
В настоящее время не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в перечни таких организаций, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 602 и от 28 июня 2008 г. N 485, и доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий, оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи) и предоставления помещения во временное пользование налогоплательщикам, призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.
Представляется целесообразным дополнить статью 217 Кодекса пунктом 6.4) и установить подобную преференцию при предоставлении грантов из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета. Гранты физическим лицам предоставляются, как правило, в сфере поддержки образования, науки, культуры, развития гражданского общества, других общественно важных направлений. Предоставление возможности не платить налоги с таких грантов позволит направить больший объем средств на реализацию мероприятий по указанным направлениям.
Законопроект направлялся для рассмотрения в Правительство города Москвы, Правительство Республики Татарстан, Правительство Ленинградской области. В соответствии с позициями субъектов Российской Федерации принятие данной нормы целесообразно.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного федерального надзора за деятельностью некоммерческих организаций, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к появлению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством при получении субсидии или гранта физическое лицо должно заплатить налог на доходы физических лиц (13%) (НДФЛ), так как получение указанных сумм приравнивается к доходу.
По информации, представленной почти 60 субъектами Российской Федерации, субсидии и гранты за счет средств бюджета физическим лицам предоставляют более 40 субъектов Российской Федерации. В период с 2019 по 2021 годы гранты и субсидии получили 11271 человек на сумму 1,6 млрд. рублей. Выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в указанный период в случае освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц могли составить 204 млн. рублей.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменения в часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" в части предоставления возможности добровольцам получать компенсацию за услуги связи при осуществлении добровольческой деятельности.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.