Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 392488-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Такси играет значимую роль в вопросах развития предпринимательства, поддержания занятости и обеспечения возможностей дополнительного заработка граждан страны. В целом ряде городов такси занимает до 10% пассажиропотока, выполняет уникальную роль в транспортной системе, являясь основным способом передвижения ночью (до 60% ночного пассажиропотока), обеспечивая связь с транспортными узлами (до 40% трафика аэропортов), перевозки маломобильных пассажиров и мобильность жителей отдаленных районов с низкой плотностью населения. При этом по данным исследования Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации сейчас в сфере таксомоторных перевозок работают более 714 тыс. человек, свыше 500 тыс. человек заняты в смежных отраслях.
Сейчас эта важная отрасль экономики готовится к работе по новому федеральному закону "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 580-ФЗ), который вступит в силу с 1 сентября 2023 г. Федеральный закон N 580-ФЗ устанавливает требования к водителю (запрет на допуск ряда водителей к управлению такси), внешнему и внутреннему виду автомобиля, вводит в правовое поле деятельность служб заказа легкового такси, а также основания приостановления и аннулирования разрешения на такси (в т.ч. отсутствие у физических лиц ОСАГО для такси и ОСГОПП).
При этом разработка и принятие Федерального закона N 580-ФЗ происходили в иных, чем сейчас, социально-экономических условиях. В нынешней ситуации постоянного роста издержек перевозчиков (речь, в частности, идет о кратном удорожании автомобилей и запчастей), оттока водителей в другие профессии адаптация представителей малого и среднего бизнеса такси к новым правилам будет затруднительна, потребует дополнительных финансовых затрат. Сложившаяся ситуация создает долгосрочные риски для развития отечественных компаний, развивающих социально-значимые услуги в сфере такси.
Свою обеспокоенность относительно сложности реализации отдельных норм Федерального закона N 580-ФЗ обозначили эксперты на площадках деловых общественных объединений "Опора России", "Деловая Россия" весной и летом 2023 года. Также органы власти некоторых субъектов Российской Федерации высказывают озабоченности в связи с неготовностью к выполнению норм этого закона.
В целях снижения негативных социально-экономических эффектов и оптимизации выполнения положений Федерального закона N 580-ФЗ разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект).
В частности, законопроектом предусматривается перенос срока вступления в силу отдельных положений Федерального закона N 580-ФЗ с 1 сентября 2023 г. на 1 сентября 2024 г. и 1 сентября 2025 г.
Потребность во внесении отдельных изменений в Федеральный закон N 580-ФЗ обусловлена стремлением обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов пассажиров, перевозчиков и водителей легкового такси, а также оптимизировать и упростить процесс реализации положений Федерального закона N 580-ФЗ, в том числе в целях эффективной интеграции федеральной государственной информационной системы "Такси" (далее - ФГИС "Такси" или информационная система).
Так, в частности, законопроектом предлагается перенести срок вступления в силу правил об обязательном наличии полиса ОСАГО для такси для получения разрешения. Проблема реализации данной нормы заключается в отказе страховых компаний оформлять перевозчикам полисы ОСАГО, а также в высокой разнице цены полиса для такси по сравнению с обычным ОСАГО. Указанная проблематика подтверждается многочисленными жалобами перевозчиков и водителей в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в органы прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, на основании Федерального закона N 580-ФЗ при отсутствии у перевозчика ОСГОПП уполномоченные органы также могут приостановить и аннулировать разрешение на право осуществления деятельности. Данное правило может повлечь ряд негативных последствий, в частности: сложности для водителей такси, связанные с перезаключением текущих договоров добровольного страхования гражданской ответственности; увеличение количества нелегальных таксистов, если перевозчик не оформил ОСГОПП для такси, поскольку он может лишиться разрешения на осуществление перевозок (п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 580-ФЗ). Более того, в целях оптимизации выполнения положений Федерального закона N 580-ФЗ п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 580-ФЗ и Федеральный закон от 24.06.2023 N 278-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вводит требования ОСГОПП на легковое такси, должны вступить в силу одновременно - 1 сентября 2024 года.
Таким образом, в целях снижения рисков ухода водителей в "серую зону" из-за завышенных требований для получения разрешения предлагается снизить порог требований к предоставляемым сведениям и документам для получения разрешения до 1 сентября 2025 года.
Законопроектом также предлагается перенести срок вступления в силу пункта 3 части 7 статьи 5 Федерального закона N 580-ФЗ, согласно которому физическому лицу для получения разрешения на осуществление деятельности необходимо предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Предлагаемые поправки обусловлены тем, что исполнения данной нормы в текущей редакции в силу предусмотренного "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования", а именно 30-дневный срок предоставления справки, существенно затрудняет получение разрешения физическими лицами (самозанятыми), фактически создавая неравные условия и дополнительный административный барьер для указанной категории перевозчиков. Тогда как перевозчики - индивидуальные предприниматели (при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей) проходят процесс подтверждения отсутствия судимости и (или) факта уголовного преследования в сжатые сроки в рамках межведомственного запроса Федеральной налоговой службы.
Следует также отметить, что действующая редакция допускает введение дополнительных требований к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако большинство автомобилей отечественного производства, а также транспортных средств старше 2016 года имеют экологические классы Евро-2 и Евро-3. В целях оптимизации исполнения положений Федерального закона N 580-ФЗ законопроектом предлагается установить требование к экологическому классу легкового такси для новых разрешений, полученных после 1 сентября 2024 года.
Также представляется целесообразным перенести срок вступления в силу положений закона о прохождении водителем аттестации на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), поскольку на данный момент в большинстве регионов отсутствует система аттестации, требования к объему знаний для прохождения аттестации, а также порядок ее проведения.
Важно также учитывать, что постановка на налоговый учет зависит от регистрации гражданина (самозанятого). В связи с этим требование текущей редакции Федерального закона N 580-ФЗ о постановке на учет в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации, где было получено разрешение, может создать для водителя дополнительные издержки и трудности при постановке на налоговый учет. В связи с этим законопроект также предусматривает перенос срока вступления в силу положений о налоговом учете водителя в субъекте Российской Федерации, в котором водитель (таксопарк) осуществляет свою деятельность.
Следует также отметить, что Федеральный закон N 580-ФЗ содержит ряд норм, которые обязывают участников правоотношений передавать информацию в реестры, а службы заказа легкового такси получать оттуда информацию в автоматизированном режиме с использованием ФГИС "Такси". Соблюдение норм о сроках вступления в силу обязательных требований, согласно действующему законодательству, в части внедрения ФГИС "Такси" во всех субъектах Российской Федерации, начиная со срока, определяемого законом (1 сентября 2023 г.), представляется невозможным. В этой связи предлагается перенести срок вступления в силу отдельных положений Федерального закона N 580-ФЗ, исполнение которых напрямую связано с эксплуатацией ФГИС "Такси".
Законопроект будет способствовать достижению целей, объявленных Президентом Российской Федерации, а именно поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также развитию инструментов занятости населения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений выявлена в ходе анализа правоприменительной практики и темпов подготовки субъектов Российской Федерации к вступлению в силу базового Федерального закона N 580-ФЗ, регулирующего таксомоторную деятельность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.