Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390952-8 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - проект федерального закона) разработан на основании пункта 136 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Проект федерального закона подготовлен в целях:
предоставления военнослужащим из числа инвалидов боевых действий права на профессиональное обучение и обучение по программам профессиональной переподготовки без учета общей продолжительности военной службы и оснований увольнения с военной службы;
предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дополнительного права на профессиональное обучение;
приведения правовых норм статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) в соответствие с правовыми нормами, указанными в статьях 73 и 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Участвуя в боевых действиях, военнослужащие с честью выполняют свой воинский долг, проявляя при этом мужество, смелость и героизм.
Ряд военнослужащих, получив в ходе боевых действий ранение (контузию, травму, увечье, заболевание), признаются в установленном порядке инвалидами боевых действий.
Отдельные военнослужащие из числа инвалидов боевых действий получают указанный статус, не имея достаточной (пять лет и более) выслуги лет для прохождения профессионального обучения и обучения по программам профессиональной переподготовки.
Проектом федерального закона предлагается отменить для них указанное ограничение.
Абзацами третьим и четвертым пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 76-ФЗ гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, право на профессиональное обучение уже предоставлено.
Профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 273-ФЗ проводится по программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
переподготовки рабочих и служащих;
повышения квалификации рабочих и служащих.
Термин "профессиональная переподготовка" в рамках Федерального закона N 273-ФЗ отдельно не применяется, а используется в понятиях дополнительного профессионального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется путем реализации дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации).
Учитывая изложенное, слова "профессиональную переподготовку" предлагается заменить словами "обучение по основным программам профессионального обучения или дополнительным профессиональным программам (программам профессиональной переподготовки)".
Законопроект соответствует актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешении, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Анализ текущей ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации с учетом проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей показывает, что реализация военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, признанными в установленном порядке инвалидами боевых действий, в год увольнения с военной службы права на прохождение соответствующего профессионального обучения без учета общей продолжительности военной службы и оснований увольнения с военной службы осуществляется в пределах денежных средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на указанные цели.
Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" потребует внесения изменений в приказы:
1. Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2021 г. N 270 "Об определении Порядка и условий реализации военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2021 г., регистрационный N 63930).
Ответственный исполнитель: Минобороны России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
2. Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 606 "Об утверждении порядка и условий реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 22 января 2020 г., регистрационный N 57233).
Ответственный исполнитель: ФСБ России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
3. Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 367 "Об утверждении Порядка и условий направления отдельных категорий военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федераций - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 8 сентября 2017 г., регистрационный N 48123).
Ответственный исполнитель: Росгвардия.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
4. Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 195 "О порядке и условиях реализации военнослужащими органов государственной охраны, проходящими военную службу по контракту, права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 13 апреля 2018 г., регистрационный N 50759).
Ответственный исполнитель: ФСО России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
5. Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. N 101 "Об утверждении Порядка и условий реализации военнослужащими Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 9 октября 2018 г., регистрационный N 52378).
Ответственный исполнитель: ГУ СП.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
6. Следственного комитета Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 35 "О порядке и условиях реализации военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Минюсте России 22 марта 2017 г., регистрационный N 46074).
Ответственный исполнитель: Следственный комитет Российской Федерации.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.