Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390962-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (далее - законопроект) разработан в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, пункт 1 плана мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 2253-р.
В настоящее время законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов предусмотрены направления реабилитации и абилитации инвалидов, однако механизма их реализации, условий комплексного предоставления таких услуг не установлено, полномочия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации закреплены фрагментарно.
Это приводит к тому, что инвалиды после установления инвалидности и формирования рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее - ИПРА) не получают в полном объеме комплексных услуг по реабилитации и абилитации, оказание которых предусмотрено в различных законодательных и иных нормативных правовых актах.
Улучшение условий для реабилитации и абилитации инвалидов актуальны для почти 11 млн. инвалидов и более 730 тыс. детей-инвалидов. Ежегодно рекомендации по реабилитации и абилитации в ИПРА получают порядка 2,5 млн. инвалидов.
Основные изменения предлагается внести в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), которыми уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам комплексного предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, а также полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации и предоставлению таких услуг в субъектах Российской Федерации. Вводится понятийный аппарат по комплексной реабилитации и абилитации и основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов, которые уточнены и дополнены новым направлением по ранней помощи. Изменениями в Федеральный закон N 181-ФЗ предлагается механизм предоставления реабилитации и абилитации реализовать путем оказания услуг по реабилитации и абилитации, соответствующих стандартам их предоставления. Переход к реабилитации и абилитации на основе предоставления реабилитационных и абилитационных услуг позволит привести механизмы их оказания в соответствие с современной общей практикой предоставления услуг населению, сложившейся в сферах социального обслуживания, занятости, здравоохранения, культуры, адаптивного спорта и адаптивной физической культуры, образования и просвещения. При этом все оказываемые в настоящее время реабилитационные меры, мероприятия и услуги сохраняются.
При этом в законопроекте отмечено, что в городе федерального значения Москве могут быть установлены особенности применения стандартов предоставления услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предоставление таких услуг в данном случае обеспечивается за счет средств города Москвы.
В целях максимального сохранения возможности уже существующим организациям предоставлять услуги по реабилитации, предлагается законодательно закрепить определение реабилитационной организации.
Также законопроектом предусмотрены положения, позволяющие повысить для инвалидов с интеллектуальными нарушениями доступность информации и услуг, определив в качестве одного из средств общения упрощенную форму передачи информации на русском языке.
Следует отметить, что оказание услуг по медицинской реабилитации (составная часть комплексной реабилитация и абилитация инвалидов) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и не регулируется положениями законопроекта.
Для использования наиболее эффективных подходов и технологий к устранению или компенсации нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности при осуществлении мероприятий по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов предусматривается установление лицу, признанному инвалидом, целевой реабилитационной группы, дается определение этому понятию. Например, целевая реабилитационная группа, свидетельствующая о преимущественном расстройстве функций слуха, установленная инвалиду, позволит обеспечить проведение ему специального комплекса реабилитационных и абилитационных мероприятий, предназначенного для данной категории инвалидов.
В случае одновременного отнесения к различным целевым реабилитационным группам инвалиду и ребенку-инвалиду законопроектом предусмотрена возможность установления нескольких целевых реабилитационных групп.
Полномочия по утверждению перечня целевых реабилитационных групп и критериев отнесения к ним, законопроектом предлагается возложить на Минтруд России.
При этом правом установления целевых реабилитационных групп инвалидов и определения потребности таких инвалидов в комплексе основных направлений реабилитации и абилитации, сопровождении при их получении, наделяются учреждения медико-социальной экспертизы.
Уточняется механизм размещения учреждениями медико-социальной экспертизы сведений о нуждаемости инвалидов в мероприятиях по комплексной реабилитации и абилитации, а органами и организациями, на которые возлагается исполнение таких мероприятий, сведений об их реализации, в федеральном реестре инвалидов.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 414-ФЗ в части наделения полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и предоставлению услуг по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов.
Также законопроект вносит изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ о техническом регулировании в части исключения услуг по реабилитации и абилитации из вопросов, которые регулируются указанным законом.
В Федеральном законе N 329-ФЗ о физической культуре и спорте предусматриваются изменения, наделяющие Минспорт России полномочиями по организации услуг по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Минтруд России по согласованию с Минспортом России наделяется полномочиями по утверждению стандартов по предоставлению таких услуг и порядков их предоставления.
Законопроектом предлагается наделить Минкультуры России полномочиями по утверждению порядка создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (по согласованию с Минтрудом России).
В Федеральный закон N 273-ФЗ вносятся изменения, наделяющие Минтруд России полномочиями по подготовке типовых дополнительных программ обучения специалистов в области комплексной реабилитации, абилитации инвалидов и медико-социальной экспертизы.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 442-ФЗ в части содействия в предоставлении, в том числе, реабилитационной помощи, не относящейся к социальным услугам.
В связи с необходимостью разработки большого количества подзаконных нормативных правовых актов срок вступления в силу законопроекта предлагается установить 1 сентября 2024 г., за исключением норм об упрощенной форме передачи информации на русском языке.
Подготовка текстов с использованием упрощенной формы передачи информации на русском языке - сложная, кропотливая и длительная работа, которая в нашей стране на государственном уровне будет проводиться впервые после введения соответствующих законодательных норм.
В связи с этим для организации кадрового обеспечения, соответствующих профессиональных и образовательных стандартов, вступление в силу этой нормы предлагается законопроектом отнести на 1 сентября 2027 г.
Законопроектом не вводятся новые меры социальной поддержки, реализуемые за счет бюджетных средств, также законопроект не требует создания новых органов государственной власти или их структурных подразделений.
Реализация полномочий по разработке и утверждению перечней и стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечению инвалидов услугами по комплексной реабилитации и абилитации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В связи с этим в законопроекте отсутствуют нормы, требующие выделения дополнительных бюджетных средств из федерального бюджета.
Законопроект не содержит обязательные требования, соответствующие виду государственного контроля (надзора).
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" не потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" будут приняты следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерных требований к организации деятельности реабилитационных организаций".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и утверждение стандартов предоставления услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, стандартов предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям, порядка разработки, в том числе определение структуры и содержания стандартов".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
4) приказ Минтруда России "Об утверждении показаний для предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и критериев оценки результатов предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".
Срок подготовки 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
5) приказ Минтруда России "Об утверждении перечня целевых реабилитационных групп и критериев отнесения к ним лица, признанного инвалидом".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
6) приказ Минтруда России "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов ".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
7) приказ Минтруда России "Об утверждении форм унифицированных документации при предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и правил статистического учета ".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
8) приказ Минтруда России "Об утверждении типовых положений об отдельных видах организаций, предоставляющих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
9) приказ Минтруда России "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов, за исключением медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
10) приказ Минтруда России "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
11) приказ Минтруда России "Об утверждении Правил подготовки текстов с использованием упрощенной формы передачи информации на русском языке".
Срок подготовки - 1 сентября 2027 г.
Головной исполнитель - Минтруд России;
12) приказ Минтруда России "Об утверждении Порядка размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в федеральном реестре инвалидов сведений о реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
13) приказ Минкультуры России "Об утверждении Порядка создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минкультуры России;
14) приказ Минтруда России "Об утверждении порядка организации сопровождения при получении услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидам, нуждающимся в постоянной или частичной посторонней помощи".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России;
15) приказ Минспорта России "Об утверждении стандартов предоставления инвалидам услуг по физической реабилитации и абилитации с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта".
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минспорт России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.