Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 391369-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на повышение эффективности защиты граждан от недобросовестных поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В статьях 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случае начисления необоснованно завышенной платы за жилищно-коммунальные услуги виновник оплачивает потерпевшей стороне (собственнику помещения, нанимателю) штраф в размере 50% от произошедшей переплаты. Однако отсутствует наказание виновнику, если он отказывается исполнять свои обязанности по рассмотрению обращения по выплате штрафа и перерасчету платы за жилищно-коммунальные услуги, даже если виновник умышленно затягивает принятие обоснованного решения по выплате штрафа. Это создает правовой дисбаланс в пользу правонарушителей в ущерб потерпевших. Существующие пробелы в законодательстве в данном случае существенно снижают авторитет государственной власти, создают дополнительные угрозы для правопорядка и имеют общественно опасные последствия в виде социальных конфликтов, толкающих граждан на протестные акции.
Согласно исследованию агентства "РИА Рейтинг", произведенного на основе данных официальной статистики, затраты среднестатистической российской семьи на ЖКХ в 2021 года выросли на 9,2%. Следует отметить, что увеличение коммунальных тарифов на 9% в декабре 2022 года также ухудшает неблагополучную ситуацию, так как в значительной мере повышает обязательные расходы населения. Рост тарифов в ЖКХ в сочетании с происходящим сокращением реальных доходов граждан и обостряемый злоупотреблениями существенной части управляющих и ресурсоснабжающих организаций формирует недовольство населения, что подтверждается следующими обстоятельствами.
При проведении соцопроса в 2022 году ФОМ "О состоянии жилья и услугах ЖКХ" 43% респондентов посчитали сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) слишком большой. Согласно исследованию РОМИР, проведенному в 2019 году, только 23% опрошенных заявили, что платежи за ЖКУ являются для них неподъемными. Доля населения, считающего, что расходы на ЖКХ становятся слишком большими за последние два года значительно увеличилась.
Поэтому только около половины населения оплачивают услуги ЖКХ своевременно. Сумма просроченной квартплаты на 1 июля 2022 года составила 767 млрд рублей, за год увеличилась на 29 млрд рублей. Темпы роста задолженности в 1,2 раза выше темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В связи со значимостью проблемы для граждан выросло число обращений, связанных со сферой ЖКХ.
Согласно данным информационно-статистического обзора рассмотренных в III квартале 2022 года обращений, адресованных Президенту Российской Федерации, число обращений по теме "Ответственность за нарушение в сфере ЖКХ" в 3 квартале 2022 года по сравнению с 2021 годом увеличилось на 14,2%.
В сводке о тематике обращений граждан, поступивших в Правительство России за период с 01.10.2022 по 31.10.2022, доля обращений в октябре по теме "Жилище" по сравнению с предшествующим месяцем повысилась на 13,1%.
Из 32,05 тысячи письменных обращений граждан, поступивших в Минстрой России в прошлом году, треть (10,7 тысячи) связана с проблемами ЖКХ. По сравнению с 2019 годом число обращений, связанных с ЖКХ, выросло на 1,9 тысячи заявлений (20,8%). К числу наиболее часто задаваемых относятся следующие вопросы:
- об обеспечении надлежащего качества коммунальных услуг;
- о стоимости коммунальных услуг и размере платы за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- об установке и поверке приборов учета коммунальных ресурсов.
Согласно мониторингу НП "ЖКХ Контроль", в первом полугодии 2022 года доля заявлений, связанных с начислением платы за ЖКУ, составила 14,7% от количества обращений, в 2021 году доля обращений была 14%.
Актуальность проблемы подтверждают массовые обращения населения по нарушениям, связанным с начислениями платы за ЖКУ, в государственные жилищные инспекции (ГЖИ) российских регионов.
В 2021 году в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан поступило 3105 жалоб по оплате ЖКУ, которые выросли за год в 3 раза.
Если в 2021 году доля обращений по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг, взносов в Фонд капитального ремонта, поданных в ГЖИ Оренбургской области, составляла 23,6% от общего количества жалоб, то за 9 месяцев 2022 года она увеличилась до 27%.
В государственную жилищную инспекцию Липецкой области в 2021 году в связи с начислениями за ЖКУ поступило 4318 заявлений (22,8% от общего числа жалоб). За 9 месяцев 2022 года число жалоб из-за размера оплаты за ЖКУ выросло по сравнению с предыдущим годом на 84% и составило 4577. В 2021 году ГЖИ Липецкой области произвело перерасчет платы (возврат средств населению) на сумму 33,4 млн руб.
В 2021 году Государственной жилищной инспекцией Челябинской области вынесены решения по возмещению материального ущерба гражданам, полученного в результате нарушений порядка начисления платы за ЖКУ, в размере 14,3 млн рублей.
Особенностью производимых возвратов средств, производимых по решению ГЖИ, является то, что на правонарушителей не накладываются штрафные санкции за излишне начисленные суммы за ЖКУ. Вследствие чего недобросовестные поставщики ЖКУ пользуются пробелами законодательства, безвозмездно и безнаказанно используют средства граждан для пополнения оборотных средств.
Как правило, поставщики при получении заявления от жильцов о выплате штрафа согласно статьям 156, 157 Жилищного кодекса уклоняются от выполнения обязательных процедур при принятии решения о выплате штрафов, так как отсутствуют санкции за вышеуказанное бездействие. А если граждане обращаются в ГЖИ или же в прокуратуру, то получают ответы, что данный вопрос необходимо решать в судебном порядке, так как нет законных мер принуждения, которые можно применить к правонарушителю. А так как суммы при этом в большинстве случаев не превышают для гражданина 2-3 тысяч рублей, а судебные расходы не менее 15-30 тысяч, то население отказывается от судебной защиты своих прав.
В целях устранения несбалансированности правовой системы в жилищно-коммунальной сфере проектом закона предлагается ввести административную ответственность в случаях нарушения сроков принятия решения поставщиками жилищно-коммунальных услуг по выплате штрафов, установленных жилищным законодательством, а также в случаях, когда правонарушитель принимает необоснованные решения, связанные с выплатой указанных штрафов, а также если виновник отказывается выполнять обязанности по выплате штрафа.
Законопроект устраняет правовую неопределенность, позволяющую правонарушителям безнаказанно нарушать Жилищный кодекс Российской Федерации, формирует эффективную систему защиты граждан от недобросовестных поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Санкции соразмерны с получаемыми правонарушителем выгодами в результате нарушения жилищного законодательства, а также создают условия для неотвратимости наказания.
Принятие проектируемых изменений позволит установить разумный баланс между интересами жильцов и ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями. Кроме того, значительно снизит количество обращений в государственные надзорные органы, связанных с необоснованными начислениями, материально мотивирует управляющие компании, ресурсоснабжающие организации к своевременному принятию обоснованных решений по заявлениям граждан в связи нарушениями порядка начислений платы за жилищные и коммунальные услуги, что снизит конфликтность в жилищно-коммунальной сфере.
Проект федерального закона доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации.
Председатель |
К. Толкачев |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.